Создание и продвижение сайтов в Петербурге
Портфолио
Портфолио
Coздание сайтов
Coздание сайтов
Продвижение сайтов
Продвижение сайтов
Медийная реклама
Медийная реклама
Контекстная реклама
Контекстная реклама
Программирование
Программирование
Советы заказчикам

САЙТоводство для заказчиков сайтов. Часть 2. Что такое CMS (панель управления сайтом).

В этой статье мы с вами попытаемся разобраться, что такое CMS, нужна ли она вообще и для каких целей, какие бывают CMS и, конечно, обратим внимание на тонкости и нюансы при выборе панели управления для Вашего сайта.

Что такое CMS?

CMS – это аббревиатура, расшифровывается как Content Management System (Система управления содержимым/контентом). То есть CMS – это некая программа, которая позволяет Вам без специальной подготовки с помощью простого интерфейса заниматься управлением (наполнением, редактированием, удалением) контента (содержимого). Мы с Вами не будем рассматривать весь спектр возможных CMS, а остановимся на одном из направлений применения CMS. Как показывает практика, самый распространенный вариант – это управление сайтами (иногда этот сегмент CMS называют WCMS (web cms)).

Чаще всего WCMS – это программа, установленная на сервере вместе с вашим сайтом и позволяющая Вам, зайдя через обычный браузер Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox), введя в секретном месте сайта логин и пароль, получить доступ к управлению сайтом. Причем сделать это можно с любого компьютера, подключенного к интернет, даже если Вы сейчас отдыхаете где-нибудь на курорте. Архаичные варианты CMS, которые требуют установки специальной программы на Ваш компьютер, мы рассматривать не будем из-за их неудобства, нераспространенности и других недостатков. Создание сайтов в настоящее время редко можно представить себе без внедрения панели управления. С помощью CMS (если она хороша) Вы сможете менять содержимое Вашего сайта без каких либо специальных знаний, программ, навыков или специально нанятого программиста (мы постараемся помочь Вам разобраться в существующих на рынке CMS, чтобы Ваш сайт действительно легко управлялся).

Всегда ли нужна CMS?

Если Ваш сайт – это личная страничка в интернете, то платить деньги или тратить свое время на установку CMS, конечно, нет смысла. 

А теперь рассмотрим другой случай. Вы – предприниматель или менеджер по рекламе и Ваша компания занимается предоставлением услуг или поставкой товаров. У Вас уже есть сайт или вы планируете его сделать. У Вас в штате нет web-программиста и дизайнера, и Вы не планируете их нанимать. Вы не планируете платить фрилансеру каждый раз, чтобы внести какие-либо изменения в содержимое сайта. Даже если сейчас Вы считаете, что информация на Вашем сайте будет внесена один раз при его создании и в будущем изменяться не будет, вспомните, что все живое должно изменяться, а сайт тоже живой организм, являющийся зеркалом и помощником Вашего бизнеса. Этим правилом руководствуются поисковые машины, которые приводят к Вам посетителей, становящихся покупателями. Да и посетителям должен быть резон лишний раз зайти на Ваш сайт – посмотреть, что нынче с ценами, взглянуть на новинки, узнать об акциях и спецпредложениях. Так вот именно для того, чтобы изменения на сайт вносились быстро, оперативно, легко и, главное, руками абсолютно любого сотрудника Вашей компании просто необходима панель управления. 

Какие бывают CMS?

С первого взгляда все CMS можно разделить на две основных группы:

  1. бесплатные
  2. платные

Платные CMS , в свою очередь, можно разделить также на две группы:
1. CMS, разработанные компаниями, специализирующимися на их разработке и предоставлении веб-студиям, создающим сайты и не имеющим самостоятельно разработанных CMS. Такие панели управления еще называют «коробочные» CMS, т.е предлагаемые «в коробке» в качестве самостоятельного программного продукта. 
2. CMS, разработанные веб-студиями для использования внутри студии. Такие CMS не продаются отдельно от создаваемых на их основе сайтов.

Начнем с разочарований — бесплатная CMS бесплатна только если Вы сами, потратив Ваше недешевое время, настроите ее. В противном случае Вам придется платить специальному человеку, который будет с ней работать — на этом платность и бесплатность сравняются. Так что Вам все равно придется платить, а вот кому платить – решать Вам (помните только, что скупой платит дважды). Надежнее, конечно, платить тем, кто имеет хорошее портфолио, довольных клиентов и дорожит своим именем.

Теперь поделим CMS на категории по происхождению и попробуем разобраться, чем же они отличаются.

1. Панели управления западные, то есть сделанные зарубежными производителями программного обеспечения.

Плюсов у таких CMS более чем достаточно – это и универсальность, и масштабируемость, и как правило более-менее широкая распространенность, и большие библиотеки дополнительных расширений. 

Но минусы перекрывают львиную долю плюсов.

Во-первых, перевод на наш великий и могучий язык сделан только для самого интерфейса панели управления (документация и сообщения об ошибках туда чаще всего не входят). 

Во-вторых, достоинство широкой функциональности чаще всего перерастает в большой минус перегруженности программного кода и, как следствие, в уменьшение скорости работы (ведь не зная, для какого проекта будет использована CMS, разработчики стараются предусмотреть по возможности всё и вся).

В третьих, насколько бы разработчики CMS не старались сделать ее универсальной, всегда появятся некие пожелания, которые могут поставить разработчиков сайта в тупик в связи с тем, что они лишь используют готовый инструмент, который им трудно модифицировать. И если Вы захотите что-то переделать «под себя», вполне предсказуем ответ – извините, система не поддерживает такого функционала или, как вариант, цена кардинального изменится. 

И главный, с нашей точки зрения, аргумент – это полное отсутствие индивидуальности Вашего сайта и для пользователей, и для поисковых машин (его содержимого и структуры) на фоне сайтов Ваших конкурентов.

Яркие представители: joomla, osCommerce, Mambo, PHP-Nuke

2. «Коробочные» панели управления, сделанные отечественными компаниями.

Рассмотрим вариант, когда CMS продают как готовый программный продукт (в первую очередь веб-студиям, которые сами не сильны в программировании).

К сожалению, этот вариант наследует все достоинства и недостатки варианта импортной программы, за исключением разве что отсутствия необходимости перевода на русский язык.

При всех неоспоримых достоинствах таких CMS мы бы выделили один самый существенный недостаток – их разрабатывают как программный продукт для веб-студий и, в первую очередь, ориентируются на универсальность, а не на адаптацию для конкретного клиента (конкретную задачу, имеющую свою специфику). Установкой таких CMS занимаются компании-разработчики сайтов, сертифицированные производителями, поэтому покупать ее отдельно от сайта обычному пользователю мы бы не рекомендовали.

Яркие представители: 1C-Битрикс, UMI.CMS, Amiro.CMS.

3. Панели управления, разработанные веб-студиями для собственных нужд. Здесь главное – не поддаться на пускание пыли в глаза в виде замаскированного первого или второго варианта с наследованием всех их минусов.
Плюсом данных CMS, в первую очередь, является абсолютная гибкость (ведь свое - оно ближе к телу и автор работы всегда под боком). А отсюда следует отсутствие ограничений при разработке структуры сайта, дизайна, расположения элементов и любых других дизайнерских (и не только) изысков.
Второе неоспоримое достоинство – это оптимизированность кода и, как следствие, отсутствие лишних элементов в панели управления, адаптация CMS именно под Ваши задачи, как следствие – отсутствие лишнего кода на сайте (вынужденно присутствующего в «коробочных» CMS для универсальности), что существенным образом сказывается на быстродействии сайта.

Однако при выборе такой CMS нужно учесть, что не каждая веб-студия способна содержать штат действительно квалифицированных программистов, способных разработать по-настоящему полноценный программный продукт. Поэтому, помня, что в каждом втором из нас умер дизайнер, а в каждом четвертом – программист, всегда есть опасность нарваться на слабофункциональную имитацию CMS.

Итак, как же выбрать панель управления сайтом (CMS) из всех этих вариантов? Чтобы впоследствии не пожалеть о напрасно потраченных времени и средствах, надо учитывать следующее:

1. Помните, что бесплатного ничего нет, будьте осторожны.

2. Считая итоговую стоимость сайта, учитывайте не только стоимость самой разработки проекта, а в целом итоговую стоимость годового владения сайтом. Идеальный вариант – это когда оплачивается лишь непосредственно стоимость разработки сайта (разовый платеж) а в дальнейшем только стоимость хостинга и аренды доменного имени. И никаких дополнительных платежей. Ведь CMS для того и создана, чтобы максимально отделить разработчиков сайта от потребителей. 

3. ОБЯЗАТЕЛЬНО Вы должны воспользоваться демо-версией панели управления (и желательно, без предварительного обучения со стороны представителей веб-студии). Ведь Вам потом с этой системой работать, и слова «интуитивно понятный интерфейс» не должны расходиться с действительностью. Интерфейс панели управления действительно должен быть понятен любому неподготовленному человеку.

4. Учтите, что наличие множества настроек не всегда свидетельствует о мощности системы, поэтому и панель управления должна быть в первую очередь понятна для Вас. Задайте себе вопрос – если Вы не будете пользоваться данной CMS полгода, сколько времени потребуется на восстановление навыков работы с ней? Насколько легко сможет в данной CMS разобраться вновь пришедший сотрудник? Учтите, что у многих студий существует временной лимит на бесплатное обучение работе с панелью управления (например, час обучения входит в стоимость разработки сайта, а дальше – только за отдельную плату).

5. Не стесняйтесь посмотреть портфолио студии, позвонить (написать письмо) ее клиентам, задав интересующие Вас вопросы о системе управления и о сотрудниках студии, ведь в итоге Вам придется работать с ними. Первое впечатление может быть обманчивым, а за спрос денег не берут (верить отзывам в интернете надо сквозь пальцы, т.к. многие веб-студии, а особенно фрилансеры, не брезгуют и черным пиаром).

6. Обязательно проконтролируйте, чтобы в договоре присутствовал пункт о том, что разработчик должен быть готов без каких либо ограничений передать Вам в пользование сайт с панелью управления и разместить его на любом хостинге. Если студия навязывает свои услуги хостинга и/или не передает права на панель управления, это может под собой подразумевать в дальнейшем дополнительные постоянные траты.

7. Помните, что если на систему управления наложены какие-нибудь ограничения, будь то количество документов на сайте, количество загруженных картинок и файлов, либо итоговый размер сайта - то все это делается только ради того, чтобы разделить свой продукт на «топовый» и попроще, то есть только для искусственной градации по цене. В хорошем продукте ограничения должны определяться только лишь возможностями хостинга, а среднестатистический сайт на 200 документов и 200 фотографий занимает не более 100 мегабайт.

8. Если Вы планируете в дальнейшем продвигать Ваш сайт, обратите внимание на возможность с помощью CMS менять теги документов Title, Description и Keywords (это потребуется оптимизатору).

9. Обратите внимание, что кроме слов из предыдущего пункта, все остальное должно быть написано по-русски.

10. И главное, если обучение пользованию панелью управления заняло у Вас больше часа – рекомендуем рассмотреть другие варианты CMS.

11. Поинтересуйтесь также наличием в договоре пункта об обязательном соблюдении при верстки сайта стандартов World Wide Web Consortium (W3C) (всемирной организации стандартизации верстки html документов www.w3.org )

Кстати, один из способов проверки добросовестности разработчиков сайта – это проверить их собственный сайт на соблюдение стандартов W3C и, если сайт веб-студии не соблюдает эти стандарты, то такую студию смело можно отодвигать в конец списка претендентов на разработку Вашего сайта. Соблюдение стандартов – это, в первую очередь, гарантия правильной работы сайта, одинаковость его отображения во всех браузерах и еще это один из важных критериев оценки профессионализма компании-разработчика.

Проверить соблюдение стандартов можно по адресу validator.w3.org, для этого в поле Address нужно ввести адрес сайта компании-разработчика и, если результат показал, что ошибок нет, то компании можно верить.

В следующей статье мы расскажем о том, ради чего собственно, люди и приходят на сайт – о его контенте (содержимом web -страниц), о том, как правильно наполнить сайт и кому это лучше доверить.

 

У Вас есть вопросы? Задайте их через эту форму или просто позвоните по телефону (812) 242-56-06, (812) 242-56-26

 

< вернуться к списку

Отзывы
Наша группа VK
 
 
© 2009 Vitrum-Media