AR и VR — это уникальные технологии, которые создают техническими средствами виртуальный мир, передаваемый человеку через его ощущения. Они имитируют как воздействие, так и реакции на воздействие. При этом эти технологии могут не только привносить в реальный мир виртуальные данные, но и устранять из него объекты.
По большей части эффективность этих технологий заметна в сферах развлечения (например, в кинематографе, анимации). Если учесть, что современный зритель сильно избалован, и ему уже мало интересны привычные фильмы, то эти технологии создают новые эффекты и дают аудитории новые ощущения, что делает получаемый в результате продукт высоко конкурентоспособным.
Еще одна сфера успешного применения — это видеоигры, которые во многом уже исчерпали традиционные технологии и наскучили пользователям.
Кроме того, успешным можно назвать применение этой технологии в музейной деятельности для создания интересных современному посетителю экспозиций, в электронной торговле, в социальных проектах.
«Основной недостаток технологии для российских потребителей — это ее дороговизна. Зачастую в условиях российского рынка ее применение становится просто коммерчески невыгодным, так как нет платежеспособного спроса и желающих платить за получившийся продукт (хотя качество и на высоте)», — комментирует Алексей Скворцов, коммерческий директор АО «Концерн Гранит».
Одним из перспективных направлений развития можно назвать использование технологий VR и AR для создания презентаций и продуктов для крупных коммерческих структур: таких, как нефтегазовые и телекоммуникационные компании. Некоторые мультимедийные СМИ и новостные агентства уже используют подобные технологии для создания мультимедийного контента, а не только для создания статей в традиционном печатном формате.
Внедрение технологии в российских реалиях пока тормозится исключительно ее высокой стоимостью, так как это относительно новый продукт, и далеко не все компании имеют возможность заплатить за ее использование. Как правило, позволить себе это могут только очень крупные компании. Если говорить о российских предприятиях, то это компании уровня «Газпрома», «Яндекса» и т.п.
На этом рынке достаточно сложно найти инвестора: есть несколько фондов, инвестирующих в продукты на основе этой технологии, но они очень придирчивы в выборе. В России объем инвестиций в AR/VR составляет пока всего лишь чуть больше $1 млрд. Еще одна проблема — это дефицит рекламодателей.