По данным международной организации «Глобальная сеть экологического следа» (GFN) в 20019 году мировая экономика израсходовала условный запас возобновляемых природных ресурсов, которые могут восстановиться за год, уже к 29 июля – на 3 дня раньше, чем год назад. То есть, для обеспечения потребностей в природных ресурсах и восстановления экосистем от загрязнений окружающей среды глобальной экономике уже требуется 1,75 планеты Земля. При этом, для России расчет «дня экодолга» дает дату 26 апреля (!).
Естественно, сокращение образования отходов и их возврат в цикл производство-потребление способно уменьшить использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Именно с этой целью были введены вступившие в силу с 1 января 2015 г. поправки в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определяющие приоритетность государственной политики в обращении с отходами:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Однако, несмотря на то, что реформа в сфере обращения с отходами осуществляется с 2015 года, ее промежуточные результаты свидетельствуют о системном кризисе.
Экологическая ситуация в Санкт-Петербурге неблагоприятна, и характеризуется, в первую очередь, высоким загрязнением атмосферного воздуха. Ситуация усугубляется другой проблемой − отсутствием полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды (см. прилагаемую Аналитическую справку).
В сфере обращения с отходами в Санкт-Петербурге факторами наибольшего риска являются:
- Неопределенность относительно выбора способа(технологий) обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), что влечет за собой риск выбора экологически опасных технологий, как, например, сжигание отходов на мусоросжигательных заводах (МСЗ). Реализация такого проекта физически будет означать перевод твердых отходов в газообразные, экологически – рост и без того высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха в регионе, экономически – высокие тарифы и субсидирование из городского бюджета.
В то же время, в Санкт-Петербурге есть успешный опыт глубокой переработки ТКО на заводе АО «Спецтранс-1» на Старообрядческой ул.,9, мощностью 100 тыс. тн/год. Этот опыт может и должен быть распространен. Строительство серии таких заводов могло бы решить задачу обработки образующихся в городе примерно 1,5 млн. тн/год ТКО с извлечением из них 60-70 % вторичного сырья.
- Сжигание илового осадка канализационных очистных сооружений на трех заводах сжигания осадка (ЗСО). Такой экологически опасный способ обращения с канализационным осадком в РФ применяется только в Санкт-Петербурге, что не является положительным фактом. В осадке содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, которые, как отмечают эксперты, не уничтожаются − это в принципе невозможно, но вступают в химические реакции, образуя разнообразные химические соединения, включая диоксины, полициклические углеводороды (ПАУ), в т.ч. бенз(а)пирен. К тому же, это очень дорогой способ обращения с осадком. Несмотря на субсидию в 2,5 млрд. руб. из бюджета Петербурга в 2017 году, тариф «Водоканала» растет ежегодно на рекордные среди других монополистов 12% (см. «Коммерсантъ» №26 от 13.02.2019г.).
Эти вопросы вынесены на информационный уровень Правительства города. В апреле группа экспертов направила открытое письмо ВРИО Губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглову (см. приложение).
В письме приводится информация о демографических последствиях растущего экологического загрязнения городской среды. За период с 2001 по 2016 гг. по данным статистики Минздрава РФ в Санкт-Петербурге произошел огромный рост онкологической заболеваемости (+78%), врожденных аномалий (+116%), детской онкологии (+296%), астмы (+107%), общей заболеваемости (+51%), что значительно опережает аналогичные показатели Москвы и РФ в целом (см. приложение). Санкт-Петербург стал рекордсменом по этим заболеваниям среди субъектов РФ. При этом тренд роста заболеваемости ускоряется.
Неблагоприятная картина подтверждается Государственным докладом Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Санкт-Петербурге в 2017 году» (см. прилагаемые «Результаты социально-гигиенического мониторинга за отчетный год и в динамике за последние три года»).
Что необходимо сделать для улучшения экологической ситуации в Санкт-Петербурге в первую очередь, и, в частности, в области обращения с отходами?
- Модернизировать и организовать систему информирования городского сообщества достоверной экологической информацией и экологического просвещения населения.
- Отказ от экологически опасной и дорогостоящей технологии сжигания канализационного осадка и переход на апробированные экологически безопасные технологии обращения с осадком, включающие извлечение биогаза (метана).
- Поощрять и содействовать развитию систем раздельного сбора ТКО. Это создаст практическую основу для формирования экологической культуры в обществе.
- Разработать комплексные меры по реализации двух высших по приоритетности направлений государственной политики в области обращения с отходами – «максимальное использование исходных сырья и материалов» и «предотвращение образования отходов». Это стимулирование и популяризация использования населением и юридическими лицами многооборотных (многоразовых) товаров, тары и упаковки, а также поддержка проектов по ремонту, восстановлению и модернизации товаров, обмену и совместному использованию потребительской продукции и услуг. В части предотвращения образования отходов – последовательное сокращение использования населением и юридическими лицами, а также вывод из оборота одноразовых, неизвлекаемых и трудноперерабатываемых (многослойных, композитных, немаркированных) товаров, тары и упаковок немедицинского назначения.
Приведенная в 2018 году Институтом озероведения РАН оценка концентраций пластиковых частиц в водной среде и донных отложениях Ладожского озера показала, что каждый литр воды озера и его притоков содержит одну частицу микропластика размером от одного микрона до пяти миллиметров (http://president-sovet.ru/documents/read/648#_ftn16).
- Разделить функции регулятора и оператора в деятельности регионального оператора, создав условия для рыночной конкуренции операторов по обращению с ТКО. Это позволит предотвратить монопольный рост тарифов, создать условия для внедрения эффективных и безопасных инновационных технологий по обращению с ТКО, устранить риск внедрения дорогостоящих и опасных технологий, как сжигание (см. прилагаемый «Аналитический обзор по проблеме мусоросжигания: экологические аспекты+10»).
Перспективной экономической моделью может быть создание ресурсосберегающей отрасли промышленности, обеспечивающей возврат отходов в виде вторичного сырья в цикл производство-потребление и стимулирующей выпуск многооборотных (многоразовых) товаров, тары и упаковок вместо одноразовых и трудноперерабатываемых товаров, тары и упаковок.
Семён Гордышевский, Председатель комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб, Председатель Совета Экологического союза, 18.09.2019 г.