Народная школа во время ВОВ

Опубликовано: 2020-03-24 03:07:28



Автор: Оксана Тарасова, д.п.н., проф., директор института педагогики и психологии ОГУ им. Тургенева

Великая Отечественная нанесла колоссальный урон советской системе образования. Огромное число школ было разрушено, проводилась массовая эвакуация детей и взрослых, учителя призывались в армию или переходили на другую работу, уменьшилось число педагогических кадров. Казалось, что стране было не до обучения подрастающего поколения. Но это не так…

Трудные годы

Национальная особенность русского народа – в условиях трагедии, кризиса мобилизоваться, собрать все силы, грамотно выстроить стратегию на перспективу. В обстоятельствах военного времени, побед и поражений в боевых действиях, тяжелейшего труда в тылу, голода правительство уделяет особое внимание образованию подрастающего поколения.
Есть сведения, что в ряде школ страны занятия начались уже летом 1941 года. Это стало одним из наглядных проявлений патриотизма учителей и учащихся, несмотря на отпускное и каникулярное время. «В юность школьников, – писала газета «Правда» 26 июня 1942 года, – вошла серьезность исторического часа: нельзя лениться, нельзя отставать, когда отец, брат сражаются, когда мать и сестра трудятся для фронта». Дети с жадностью принимались за учебу, учились усердно, стремясь наверстать упущенные знания.

Для школы первые два года войны были самыми трудными. В стране проводилась массовая эвакуация глубоко в тыл. Не хватало помещений под школы, не было возможностей для материального обеспечения школьников и учителей, обучение проводилось порой в четыре смены. Однако и в этих условиях учеба продолжалась.
Не исключением стала и Орловщина. 1 октября 1943 года, после почти двухлетнего перерыва, в школы пришли дети. Классы заполнили более 100 тысяч ребят. Чтобы охватить всех учебой, пришлось временно приспособить под школы 555 различных зданий и отремонтировать 420 школ.

Условия обучения были крайне сложными. Школы испытывали потребность во многом. Порой не было парт, вместо них использовали грубо сколоченные столы и скамейки, не хватало тетрадей – в ход шли старые газеты и бухгалтерские книги, писали сажей и свекольным соком. Однако учились, стремились к знаниям, воспринимали учебу как свой вклад в будущую победу. Так, в исследовании С.А. Черник приводится пример: «В Орловской области из-за недостатка мебели в Малоархангельской, Нарышкинской средних школах и в некоторых школах Урицкого района учащиеся некоторое время занимались, сидя на полу».

Война внесла коррективы

Темпы восстановления Орловщины были ударными: к началу 1945 года было восстановлено и построено более двух тысяч школ, изб-читален, библиотек. Орловский обком ВЛКСМ привлек учащихся старших классов к восстановлению школ. Большое внимание было обращено оказанию помощи в работе вечерних школ рабочей и сельской молодежи. С осени 1944 года они действовали в Орле и многих районах области. Основная цель учебно-воспитательного процесса состояла в воспитании у молодежи высокой политической сознательности, идейности, патриотизма, ненависти к врагам Родины.

Реализация патриотических целей обучения внесла свои изменения в содержание учебного процесса. Акцент был сделан на народно-хозяйственное и военно-прикладное значение содержания учебных предметов, практическое применение учащимися приобретаемых на занятиях знаний, умений, подготовка их к жизни, труду, обороне Родины.

Учителя-предметники на уроках использовали военную тематику. Так, на физике учащиеся знакомились с работой двигателей в танках, самолетах, автомашинах и подводных лодках, с применением электричества в военном деле. На уроках математики школьников учили выполнять измерительные работы на местности с помощью специальных приборов. Активно стали использоваться межпредметные связи. «Каждый боевой эпизод, демонстрирующий героизм советских людей на фронте, в цехах заводов и на колхозных полях, служил материалом для беседы учителя». Укреплялась связь с жизнью, в школу возвращалась трудовая подготовка.

В середине 1942–1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело, программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела.

Изменились критерии оценки

21 июня 1944 года Советом народных комиссаров СССР было издано Постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», которое повысило педагогическую роль испытаний. В соответствии с этим документом выпускные экзамены (за IV, VII классы) во всех типах общеобразовательной школы должны были производиться за весь курс школьного обучения и, в исключительных случаях, за курс нескольких ближайших лет. Было возобновлено награждение отличников золотой и серебряной медалями. Осуществленное усиление требований к выпускным экзаменам явилось сильным средством для улучшения учебно-воспитательной работы в школах и прежде всего для повышения прочности усвоения учащимися сообщаемых им знаний, умений и навыков.

В 1944 году Постановлением СНК РСФСР от 10.01.1944 г. №24 «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» внедрена цифровая пятибалльная система оценок. Была проведена замена применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся (отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо) цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.
Помимо этого в 1943 году правительство утвердило «Правила для учащихся». В 1944–1945 учебном году было введено обучение детей с семи лет (ранее оно начиналось с восьми). В 1944-м возобновилась деятельность заочных школ с V по Х класс, в которых обучались молодые рабочие, колхозники, служащие, не имевшие законченного образования.
В стране шла многолетняя, беспощадная, кровопролитная, сметающая все живое на своем пути война, но вера в победу давала силы думать о завтрашнем дне, дне с будущим образованным поколением.


Related posts