Нащокинский домик

Опубликовано: 2020-03-22 03:04:46



Павел Воинович Нащокин

Павел Воинович Нащокин (1801-1854) – верный и преданный друг Пушкина – имел репутацию чудака, надо сказать, вполне заслуженную. Тем не менее, его современники чуть ли не в один голос называли его человеком редкого обаяния, ума и доброты. Он пользовался всеобщим уважением, несмотря на то, что его образ жизни несколько отличался от общепринятого. Павел Воинович был страстным коллекционером всевозможных предметов искусства. Самым знаменитым предметом его собрания был макет дворянской квартиры 1820-1830-х годов, этакий «кукольный домик», в котором, все миниатюрные предметы были сделаны известными мастерами своего времени. Воссоздать обстановку своего собственного жилья в уменьшенном виде Нащокин придумал после беседы с Пушкиным. С великим поэтом Нащокин познакомился еще в детстве, когда оба учились в Царском Селе.

Дружба же началась значительно позже, когда А.С. Пушкин вернулся в Москву после ссылки в Михайловское, и продолжалась до самой смерти поэта в 1837 году. Павел Воинович действительно очень любил развлекать гостей, да и себе он то и дело придумывал увлечения. Современники вспоминали, как страстно Нащокин увлекался покупкой разных безделушек – покупал за огромные деньги вазы, подсвечники, даже огарок свечи, перед которым репетировала когда-то роль Варвара Николаевна Асенкова, известная актриса императорского Александринского театра. Став хозяином купленной вещицы, Нащокин вполне мог после подарить ее одному из своих знакомых.

Свой «Маленький домик» Нащокин осуществил весьма серьезно: в домике были все комнаты, обычные для дворянского жилища начала XIX века, от гостиной до буфетной. Сохранилось 611 предметов внутренней обстановки, все – не игрушки и не бутафория: пистолеты длиной 4,4 сантиметра стреляют, часы заводятся, внутри серебряного самовара с костяной ручкой видна накипь, а на фортепьяно можно играть (что когда-то и проделывала жена Нащокина Вера Александровна, нажимая на клавиши кончиками вязальных спиц).

Нащокинский домик. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Пушкин с интересом следил за созданием домика и давал Нащокину советы по его обустройству. В письме к Наталье Пушкиной (Гончаровой) от 8 декабря 1831 года, поэт писал: «Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха».

На воплощение своей мечты Павел Воинович потратил огромную сумму, на которую можно было построить дом настоящий — 40 тысяч рублей. На мастеров он не скупился, многие предметы в домике были сделаны известными фабрикантами, например, мебель заказывалась в мастерской братьев Гамбс, фарфоровый сервиз — на подмосковном заводе Попова.

Серебряный сервиз для столовой «маленького домика»

Строительство «Маленького домика» началось еще в 1820-е годы – Нащокин тогда жил в Петербурге. Изначально домик представлял собой «продолговатый правильный четырехугольник, обрамленный богемскими зеркальными стеклами, и образовывал два отделения… В верхнем помещалась сплошная танцевальная зала со столом посредине, сервированным на шестьдесят кувертов… нижний этаж представлял жилые покои и был наполнен всем, что только требовалось для какого-нибудь великогерцогского дворца», – писал современник Василий Толбин.

Домик съезжалось смотреть все петербургское общество, и в первых рядах – близкий друг хозяина Александр Пушкин. В письме к жене поэт восхищался эксцентричной игрушкой приятеля: «Дом Нащокина доведен до совершенства, не хватает только живых человечков», – и описывал шуточный обед, где «подали мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей…».

В 1830 году Пушкин написал стихотворение «Новоселье», без сомнения адресованное Нащокину:

Благословляю новоселье,

Куда домашний свой кумир

Ты перенес — а с ним веселье,

Свободный труд и сладкий мир.

Ты счастлив: ты свой домик малый,

Обычай мудрости храня,

От злых забот и лени вялой

Застраховал, как от огня.

Тратя баснословные деньги на свою забаву, Нашокин всю свою жизнь жил на съемных квартирах и постоянно испытывал недостаток в средствах. Отсутствие средств и  карточные долги,  привели к тому, что в конце 1830-х годах домик пришлось заложить. Выкупить его Нащокин так и не смог, и более полувека чудесный домик провел у ростовщиков.

С.А.Голяшкин в 1910 г. на выставке в академии наук

Лишь в начале двадцатого века благодаря коллекционеру и художнику Сергею Александровичу Галяшкину домик был извлечен на свет и получил наконец заслуженную славу. Неоспоримым его достоинством было то, что он «помнил Пушкина».

В 1910 году благодаря Галяшкину была организована выставка в Академии наук, а позже домик стал частью экспозиции Исторического музея. С 1917 по 1937 год домик хранился в Историческом музее, а затем домик оказался в музее Пушкина в Москве, где пробыл до начала войны. Сейчас его место обитания –  в Санкт-Петербурге в музее Пушкина на Мойке.

В сувенирной лавке Музея самоваров и бульоток есть одна вещица, которая вполне могла пригодиться для обстановки нащокинского домика. Это – набор миниатюрных самоварчиков высотой не более 5 см. Это уменьшенные копии самоваров коллекции, например, копия самовара «Юрта», оригинального изделия тульского самоварного фабриканта конца XIX в. Воронцова Н.А., или копия самовара «Бочонок». Благодаря тщательно проработанным деталям, малютки полностью воссоздают образы своих больших прототипов. Для обеденного стола «маленького домика» Нащокина длиной 38 см эти самоварчики вполне подошли бы. «Живет» комплект миниатюр в своем собственном домике – деревянном ларце, где у каждой модели есть отдельное гнездышко. Недостает только, как писал А.С. Пушкин, «маленьких человечков».

Related posts