"Никто не знает, что будет завтра". Учредитель Экскаватор Ру о ситуации в отрасли

Опубликовано: 2020-04-05 03:04:52



Павел Шинкевич, учредитель компании Экскаватор РуИсточник фото: exkavator.ruПавел Шинкевич, учредитель компании Экскаватор Ру

Как и всегда, в период неопределенности вокруг нас появилось множество прогнозов, прогнозистов, экспертов, гадалок и ворожей. Мои убеждения подсказывают мне — никто не знает, что же будет дальше. Можно оперировать только фактами, цифрами и собственным опытом, а он, как известно, очень субъективен. Многие компании пострадают, но многие и выиграют, научатся, станут сильнее, адаптивнее, конкурентоспособнее.

Наша компания работает на рынке спецтехники РФ и СНГ с 2003 года. Наша задача и тогда и сегодня - окультуривать отрасль, быть эталонной компанией в сфере интернет-рекламы и маркетинга в данном сегменте. Я очень хорошо помню кризисы 2008 и 2015 годов. Однозначно, сейчас ситуация лучше, чем в  августе 2008-го, ставшим неожиданностью для компаний. Очень многие тогда попросту исчезли в течение полугода. Большинство из игроков рынка, на мой взгляд, были неэффективными, они очень распылялись, бездумно тратили средства на рекламу, очень мало присутствовали в интернете, склады были забиты неликвидами. Мы видели это, помогали, обучали их и до, и после кризиса, насколько могли. Но не все зависит от нас, к сожалению. К тому же некоторым компаниям, даже успешным, просто не повезло с партнерами. Но, повторюсь, большинство наших клиентов все же пережили те времена и присутствуют на рынке сейчас, развернув новые направления бизнеса.

К событиям 2015 года рынок был более подготовлен. Тогда тоже нефть подешевела, а валюта резко подорожала. Для игроков это было шоком, но уже совсем другим. Банкротств было, однозначно, меньше. Опять ушли более слабые и неэффективные, а сильные все остались.

Источник фото: exkavator.ru

Еще пару месяцев назад, до вспышки коронавируса, прогнозы на 2020 год были позитивными, хотя эксперты не ожидали увеличения темпов роста. В том числе представители Caterpillar, комментируя итоги 2019 года, говорили о «сохраняющейся экономической неопределенности». Специалисты старейшего британского агентства Off-Highway Research (OHR) прогнозировали нестабильные продажи строительного оборудования в Северной Америке. В ассоциации Росспецмаш отмечали, что если российское машиностроение не получит дополнительной финподдержки, отечественные заводы могут не только замедлить, но и сократить производство.

Я бы не сравнивал сегодняшнюю ситуацию ни с 2008, ни с 2015 годами. Все совсем иначе. Где пик экономического цикла, где дно, в какой точке находится российский рынок — никто не знает.

Очевидные факты

В ближайшее время (два квартала) импорт техники сократится в разы.

В выгодном положении находятся китайские производители. Их страна уже пережила пик эпидемии, заводы и производства начинают работать. Да, возможно, пока не в прежнем объеме. Однако уже сейчас «китайцы» готовы к поставкам на российский рынок, они способны восполнить нехватку техники и запчастей из других стран. Уверен, они воспользуются этой ситуацией.

В случае с европейскими и американскими компаниям прогнозы давать можно будет, как минимум, когда завершится карантин и запустятся производства. Из того, что известно на данный момент: ряд европейских производителей приостановили производственную деятельность (Wacker Neuson, Palazzani, Hinowa и др.); об остановке выпуска строительной техники в США пока не сообщалось, но это вполне возможно.

Все компании мира в экстренном порядке пересматривают свою работу в целом, и на российском рынке в частности: это касается не только цепочек поставок техники и комплектующих, но и корректировки стоимости техники с учетом «плавающего» курса рубля.

Источник фото: exkavator.ru

Стоимость техники, безусловно, вырастет: предполагаю, на китайское оборудование не так существенно, как на технику европейских брендов. У производителей, кто смог локализовать производство на территории России, ситуация будет проще. Хотя и они столкнутся с ростом цен на импортные комплектующие.

Большинство российских производителей смогут выжить только при условии масштабной поддержки государства.

Произойдут изменения и на рынке запчастей. Спрос на оригинальные запчасти и комплектующие, предполагаю, упадет существенно. Во-первых, сократится номенклатура запчастей на складах у дилеров, во-вторых, их новая стоимость будет неподъемной для многих предприятий. В этой ситуации активно будет развиваться рынок «серых» запчастей.

Капля оптимизма

Сегодня экономика России выглядит подготовленной к кризису: все видят, как увеличилась собираемость налогов, оцифрованность экономики выросла в разы, локализовано множество производств. Мы стабильно на пятом месте в мире по валютным резервам, на шестом по ВВП. Если у нас будет не так хорошо, как хотелось бы, важно понимать, что в большинстве стран ситуация намного хуже.

Со времен Великой депрессии каждые десять лет в мире был кризис. Среднестатистическая продолжительность — 17 месяцев, так что, как говорится, «будет больно, но недолго».

Пусть это покажется саморекламой, но для нашей компании то, что происходит – тоже время вызовов и возможностей. Мы ожидаем, что конкуренты из оффлайна — выставки и журналы — очень сильно пострадают, почти все окончательно уйдут с рынка. Мы сделаем все, чтобы остаться ведущим интернет-изданием и рекламной площадкой о спецтехнике в русскоязычном интернете, усилить свою полезность и эффективность в рекламе и сервисах коммерческого транспорта в России. Мы хотим и можем помочь сильным стать еще сильнее, верим в новых игроков и готовы их поддержать.

 

Новости Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей

Related posts