Новые времена, новые правила и старая антиутопия: «Эквилибриум»

Опубликовано: 2020-04-26 03:04:02



Антиутопия – пожалуй, один из самых подходящих жанров для просмотра в странные карантинные времена, когда мир начинает жить по новым правилам. Мария Михайлова рассказывает о картине «Эквилибриум», которая, по неизвестным причинам, не успела получить свою долю успеха.

Курт Уиммер – и сам не слишком известный широкой публике режиссер, даже несмотря на то, что он успел снять у себя и Анджелину Джоли, и Аль Пачино, и Колина Фаррела. В «Эквилибриуме» тоже не обошлось без качественного актерского состава: «Бетмен», «Боец» и «Американский психопат» Кристиан Бейл, Шон Бин из «Властелина Колец» и «Игры Престолов», Эмили Уотсон из «Чернобыля». Заранее очевидно, что успешный каст сделает картину если не гениальной, то очень качественной, но важнее другое – как Уиммеру удалось привлечь к работе талантливых актеров. И ответ на этот вопрос приходит уже во время просмотра картины – главное достоинство фильма, уникальность и преимущество заключаются в его идейной составляющей.

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Режиссер описывает зрителю мир, переживший Третью Мировую войну. Человечество было настолько потрясено ужасом глобального разрушения и смерти, что начало искать все возможные причины подобных катастроф и избавляться от них радикально. Корень зла был найден: все дело в человеческих эмоциях. Гнев, зависть, жестокость, трусость – все эти нерациональные и вредные проявления чувств посчитали главной причиной всех конфликтов, возникающих в мире. Была изобретена специальная сыворотка, которая подавляет способность человека чувствовать (никак не влияя на его умственные и физические способности). Государство Либрия сделало ежедневный прием сыворотки обязательным для всех граждан, а тех, кто умышленно пропускал прием препарата, а также хранил и скрывал от властей любые предметы роскоши и произведения искусства, казнили. Главный герой Джон Престон принадлежит к элите охраны порядка в стране. Он из тех, в чьей честности и законопослушности не сомневается никто, а служба государству стоит для него на первом месте. Но однажды, поддавшись какому-то смутному сомнению, Джон пропускает свою дозу препарата и начинает чувствовать. Постепенно его видение мира кардинально и бесповоротно меняется, и герой переходит на совершенно другую сторону мировоззрения.

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Сама идея создать мир, лишенный эмоций, и рассмотреть его сильные и слабые стороны, является одной из лучших режиссерских находок. Важно, что возникновение этой антиутопии логически оправдано и первоначально несет в себе рациональное ядро. Мир, переживший страшнейшую катастрофу в своей истории, был напуган, а человек, полностью виновный в этих преступлениях, стал главным демоном и наконец признал это. Травма, которую люди нанесли сами себе, заставила их бояться самих себя – неудивительно, что самая стихийная и непредсказуемая составляющая личности оказалась под ударом. Уиммер воплотил в жизнь любопытную и весьма логичную теорию, но на этом не остановился, а сам же ее и опроверг, превратив в антиутопию. Идеи, которые продвигает Либрия, в своей фанатичности напоминают секту. Во многом принципы, по которым живет эта страна, напоминают учения Савонаролы – флорентийского монаха, продвигающего идею аскезы и полного отказа от искусства, предметов роскоши и даже любой литературы, кроме богословской. Вероятно, Савонарола и явился прототипом правителя Либрии. На религиозность антиутопии намекают и с помощью названий: например, главная «инквизиционная» организация названа «Тетраграмматон» (непроизносимое имя Бога в иудаизме). Казнят здесь тоже вполне в духе инквизиции (хотя есть тут и намек на концлагеря) – осужденного запирают в специальной кабине и заживо сжигают.

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Но красивая и продуманная символичность мира, которая, конечно, является одной из сильнейших сторон антиутопии – не последний плюс картины. Режиссер взялся за тему чувств и эмоций, во многом рискованную. Говорить о любви и других тонких движениях души непросто – автор рискует скатиться в патетику или сентиментальность, а может, наоборот, излишне грубо и черство говорить со зрителем. Но Уиммеру, совместно с актерами, удалось сохранить равновесие и трогательно рассказать о том, как Джон Престон заново учится любить, ненавидеть, видеть красоту в мире вокруг. Интересная и глубокая идея, на которой строится фильм, позволила авторам избежать банальности, а в результате зритель видит перед собой даже не антиутопию, а картину о любви, лишенную надоевших мелодраматичных проявлений.

Визуальный ряд, возможно, единственная часть картины, которая может показаться неуникальной. Временами создается ощущение, что Уиммер вдохновлялся нашумевшей пару лет назад «Матрицей»: цветовая палитра, стиль боевых искусств, даже одежда персонажей и прическа главного героя как будто бы отсылает к фильму Вачовски. Если взять во внимание, что «Матрица» тоже показывает зрителю мир-антиутопию, сходство становится еще заметнее. Но даже с учетом подобных оммажей, в «Эквилибриуме» достаточно собственной уникальности и глубины – как идейной, так и эмоциональной.

Premium WordPress Themes DownloadDownload Best WordPress Themes Free DownloadDownload WordPress ThemesDownload WordPress Themesudemy paid course free downloaddownload intex firmwareDownload Best WordPress Themes Free Downloaddownload udemy paid course for free
Related posts