«Он и она» и ещё четыре французских ленты зимы 2020 года, мимо которых не стоит проходить
31 декабря, 2019
Французские ленты в российских кинотеатрах зачастую теряются на фоне громких американских премьер (не важно, идёт речь о блокбастере или о фестивальной ленте) или распиаренных отечественных новинок. Именно поэтому хочется открыть 2020 год не российским фантастическим болкбастером Бондарчука «Вторжение» (о нём и так будет много сказано другими), и даже не экранизацией бродвейского мюзикла «Кошки» (его кошколюди из трейлера уже успели напугать много потенциальных зрителей), а выходящими на этой неделе французскими комедийными мелодрамами «Он и она» и «Нотр-Дам». Внесём в Новый Год романтики! А чтобы доказать, что современный французский кинематограф способен не только на создание лёгких мелодраматических картин, разбавим обзор тремя фильмами Франции, нацеленными и на фестивальную аудиторию, которые можно будет увидеть уже этой зимой. Но начнём, как всегда, с ближайших новинок. французское кино
Французское кино зимы 2020 года
«Он и она» («Deux moi»). 2 января в отечественных кинотеатрах появится романтическая комедия «Он и она». Или не совсем романтическая?
Да, новый фильм не будет просто историей двух любящих сердец. Наоборот, эта лента о том, как трудно даже в самом романтическом городе мира встретить свою половинку. Даже если ты находишься от неё в двух шагах. Мужчина и женщина ходят в одни магазины, ужинают в одном ресторане, одиноки, но при этом никак не могут встретиться.
Ленту снял режиссёр Седрик Клапиш, создающий добрые, романтичные и вдумчивые ленты, с которыми он часто выходит на различные кинофестивали. Его работы уже отмечались премиями в Берлине, Карловых Варах и родной ему Франции. Главные роли исполнили Франсуа Сивиль и Ана Жирардо, которые уже снимались у Клапиша в его недавнем «Возвращение в Бургундию» (2016) — прекрасной ностальгической комедии о семье и виноделии.
На картину стоит идти всем, уставшим от засилья американского и не всегда качественного отечественного кинематографа. Да, финал ленты предсказуем, но вряд ли это помешает наблюдать за историей героев на фоне романтичного Парижа.
«Нотр-Дам» («Notre Dame»). Также 2 января в российском прокате появится ещё одна французская комедийная мелодрама – «Нотр-Дам». И как и в описанном выше фильме, действия в нём тоже будут развиваться в Париже.
На этот раз в центре внимания не будет молодой пары. Главная героиня – Мод – разведённая мать двоих детей, вынужденная терпеть явления бывшего мужа и придирки начальника. И вот ей выпадает уникальный шанс: она случайно выигрывает конкурс на реставрацию площади самого Нотр-Дама! Новая работа даёт героине возможность заново построить собственную карьеру, а главное, начать новые отношения в самом романтическом городе.
Режиссёром картины выступила Валери Донзелли, выступившая также в качестве сценариста и исполнительницы главной роли. Такая многозадачность для Валери не в новинку: она любит сниматься в собственных фильмах, а иногда делает картины «под себя». Её «Я объявляю войну» был даже основан на собственном жизненном опыте.
Рекомендации здесь будут те же, что и к предыдущей картине. Хочется лёгкой романтической комедии, которая понятным языком и с юмором говорит на важные жизненные темы? Вам сюда! Хотите чего-нибудь более глубокого, но тоже французского? Обратите внимание на фильме, которые пойдут ниже!
«Особенные» («Hors Normes»). Тем, кто считает, что французы разучились снимать остросоциальные ленты, непременно стоит пойти в кино 16 января на картину «Особенные». Лента уже успела побывать на Каннском фестивале, где она вне конкурса выступила в качестве фильма-закрытия. Но совсем без наград она не осталась: на кинофестивале в Сан-Себастьян она удостоилась приза зрительских симпатий, а это тоже немало!
Фильм расскажет о двух друзьях с очень необычным занятием: они работают с детьми и подростками, страдающими аутизмом. На их попечении находятся две некоммерческие организации, в которых учат молодых людей из неблагополучных районов заниматься с таким детьми. По описанию больше похоже на документальное кино, не так ли? Но это художественная лента, снятая крепким режиссёрским дуэтом с не менее прекрасным актёрским тандемом.
Режиссёры картины любителям хороших фильмов должны быть знакомы – это Оливье Накаш и Эрик Толедано, снявшие знаменитый «1+1» (2011) по собственному сценарию. Кстати, и для новой своей работы они сами написали сценарий. Главные роли исполнили не нуждающийся в дополнительном представлении Венсан Кассель и Реда Катеб, отметившийся в недавних фильмах Вима Вендерса «Погружение» (2017) и «Прекрасные дни в Аранхуэсе» (2016). А компанию им составили непрофессиональные актёры и настоящие аутисты.
Хотите погрузиться в далеко не самый радостный мир социальных работников, волонтёров и врачей, занимающихся детьми-аутистами? Увидеть не самое комфортное для просмотра кино? Не забываем, это фильм от создателей «1+1», которые, в истинно галльском духе знают, где можно разрядить сцену юмором! В общем, если не испугались сложной темы – вперёд в кино!
«Офицер и шпион» («J’accuse»). 30 января в отечественный прокат выйдет фильм «Офицер и шпион», отечественное название которого – очередной пример неподдающейся уму логики наших локализаторов. Они считают, что оригинальное название «Я обвиняю» намного хуже, не раскрывает содержания ленты и «не будет продаваться»? Ведь можно было отдать должное истории, пусть даже не все знают этого заголовка знаменитой статьи Эмиля Золя, относящейся к громкому «делу Дрейфуса», которое не только разделило всю Францию на два противоположных лагеря, но даже имело общеевропейский резонанс. Картина, кстати, уже успела погостить на Венецианском фестивале, где получила четыре премии.
Как уже можно было понять из предыдущего абзаца, фильм основан на реальных событиях. В его основу легло знаменитое дело Дрейфуса – судебный процесс конца XIX века во Франции. Офицер французского генерального штаба капитан Альфред Дрейфус в 1894 году был обвинён в шпионаже в пользу Германии, разжалован военным судом и приговорён к пожизненной ссылке. И это при полном отсутствии улик и появившемся под самый занавес суда документе крайне сомнительного происхождения.
Закрытость и скоротечность процесса, национальность обвиняемого (Дрейфус был евреем из Эльзаса, а среди французского командного состава хватало антисеминов), а также наличие улик, указывающих на совершенно другое лицо, всколыхнули французское общество против несправедливости. Вся страна разделилась на дрейфесаров и антидрейфусаров (доходило даже до раскола в семьях: знаменитый писатель Жюль Верн оказался в лагере антидрефусаров, а его сын был ярым защитником Дрейфуса). Но не будем рассказывать, чем завершилось дело. Во-первых, это и так известно. А во-вторых, лучше дождитесь фильм!
За этот и без того интересный материал взялся режиссёр с мировым именем – роман Полански, а главную роль исполнил Жан Дюжарден. Ему достался полковник Жорж Пикар, который одним из первых указал на истинного виновника, за что немедленно был переведён в Тунис. Стоит предположить, что в фильме его роль будет намного заметнее, чем в реальной истории.
Всем любителям исторических фильмов не стоит пропускать эту ленту. Тем более, что картину снял режиссёр, для которого это значимая тема (его родители были в Краковском гетто, мать погибла в концлагере). Да, кое-кто из критиков заявил, что Полански снял фильм как по учебнику, не превратив свою работу во что-то большее. Но вряд ли многие хорошо помнят этот учебный материал (даже во Франции об этих событиях знают немногие). Почему бы и не восполнить пробелы знаний?!
«Правда» («La verite»). Ещё один французский фильм, успевший побывать на фестивале, — это «Правда», которую российские зрители смогут увидеть в кинотеатрах 6 февраля. Никаких наград, правда, лента не получила, но послужила фильмом-открытием Венецианского фестиваля.
Картина рассказывает о кинозвезде Фаббьен, к которой, после публикации мемуаров, приезжает в гости дочь со своей семьёй. Разумеется, дочка не проходит мимо опубликованных матерью воспоминаний, в которых далеко не всё соответствует её собственным воспоминаниям. Вскрытие правды будет болезненным для обеих сторонЭту французскую ленту снял японский режиссёр Хирокадзу Корээда, «Магазинные воришки» (2018) которого не только взорвали Каннский кинофестиваль (Золотая пальмовая ветвь), но и произвели впечатление на французов («Сезар» за Лучший фильм на иностранном языке). Настолько, чтобы доверить ему пост режиссёра в своей картине, да ещё и разрешить снять её по собственному сценарию. Главные роли в этой ленте исполнили Катрин Денёв и Жюльет Бинош.
Фильм очень напоминает «Осеннюю сонату» Бергмана и, пожалуй, это не совсем то, что ожидаешь от создателя «Магазинных воришек» (2018). Но появление в одном фильме Катрин Денёв и Жюльет Бинош — достаточно веская причина посетить кинотеатры всем поклонникам французского кинематографа.
- «Свет моей жизни» и ещё четыре фильма с участием Кейси Аффлека, мимо которых не стоит проходить», читайте обзор по ссылке.
- Теги
- кино
- культура
Василий Кузьмин
Профессиональный историк. Разбирается не только в истории, но и в кинематографе. Оценить его работу вы можете на страницах нашего сайта.