Проведение новой волны модернизаций предприятий крайне рискованно, считают эксперты. Об этом пишет журналист Дмитрий Заяц на Naviny.by
Правительство создало рабочую группу, которая подготовит прогноз на 2021 год, цель — обеспечить в стране среднемировые темпы роста экономики. Чтобы построить светлое будущее, власти собираются использовать опыт из прошлого.
Страна вернется к поголовной модернизации?
Во время резонансного совещания, посвященного банковским вопросам, глава государства четко определил задачу на будущий год.
«Текущие трудности мы, конечно же, решим. Это я гарантирую. Но со следующего года нам надо прирастать среднемировыми темпами», — заявил Александр Лукашенко.
К слову, МВФ ожидает, что после спада в этом году мировая экономика вырастет в 2021-м на 5,4%, а среднегодовой рост ВВП в Беларуси в 2014-2019 годах составлял 0,3%. Этот постыдный результат нашел, кстати, отражение в проспекте эмиссии белорусских евробондов, которые в июне Беларусь предлагала инвесторам.
За счет чего экономический рост в Беларуси в будущем году может ускориться?
По мнению экономистов, это станет возможным благодаря низкой базе сравнения. Согласно апрельскому прогнозу МВФ, ВВП Беларуси в этом году снизится на 6%, а в 2021-м вырастет на 3,5%.
В будущем году стартует новая пятилетка, и у властей уже есть ответ на вопрос, как ускорить экономический рост.
«Формируя новую пятилетку, мы должны взять хороший пример с советских времен. Вы помните, там четко были расписаны объекты, которые будут введены в строй. И железобетонно выделялись денежные средства под эти объекты. Хорошие инвестиции — это богатство людей и региона», — подчеркнул Лукашенко во время недавнего визита в Гродненскую область.
Эту же мысль он повторил и на прошлой неделе, когда посещал Брестскую область. «Мы договорились, что при планировании следующей пятилетки поступим, как в советские времена — пропишем программу строительства конкретных предприятий и их модернизации», — пояснил Лукашенко.
Идея индустриализации не нова и поднималась властями не только в советское время, но и в недалеком прошлом. В 2012-м власти приняли решение увеличить ВВП на 8,5% в 2013 году, и тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович заявлял, что «если мы не обеспечим поголовную модернизацию предприятий», то «выходить на показатели 2013 года и пятилетки будет очень сложно».
В итоге правительством было принято постановление, согласно которому 711 предприятий, принадлежащих государству, должны были в 2013-2015 годах провести модернизацию и обеспечить рост выручки на одного человека от реализации. Промышленникам ставилась задача увеличить выручку в 1,7 раза, предприятиям АПК — в 2 раза.
Благодаря поголовной модернизации планировалось на 62-68% в 2011-2015 годах увеличить валовой внутренний продукт, но в действительности ВВП вырос за тот период только на 5,9%. И это стало ярким доказательством провала модернизации.
Очередная попытка вернуться к идее модернизации была предпринята в 2018 году. Тогда Министерством экономики был подготовлен план индустриализации регионов, который предполагал реализацию более 1700 проектов по всей стране. Однако до реализации дело не дошло.
Новое правительство во главе с Сергеем Румасом (который был премьер-министром с августа 2018-го по июнь 2020-го), осознавая фискальные риски, не стало за счет государственных средств финансировать реализацию коммерческих проектов.
В программе управления госфинансами до 2025 года правительство признало, что фондирование государством коммерческих проектов — неэффективная практика. «Опыт финансирования инвестиционных проектов за счет внешних государственных займов свидетельствует о неэффективности данного механизма», — подчеркивается в документе.
Там говорится, что неспособность предприятий, которые реализуют инвестпроекты, платить по долгам, «приводит к необходимости отвлечения бюджетных средств для исполнения обязательств по погашению и обслуживанию» привлеченный займов.
Крайне рискованное дело
Казалось бы, уроки неудачной реализации инвестпроектов выучены. Тем не менее, власти сейчас вновь заговорили о новой волне модернизации.
«Заявления властей о планах провести еще одну модернизацию в реальном секторе свидетельствуют о том, что вера в успех такой политики сохраняется», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Хотя, продолжает он, предыдущая модернизация предприятий, которая по указке государства проводилась в 2012-2014 годах, привела к тому, что «коммерческие организации оказались в долгах, а значимого положительного эффекта экономика не почувствовала».
По мнению наблюдателей, намерения властей повторять прошлый опыт указывают на то, что у властей нет никакого желания переходить на политику, отличную от той, которая проводилась ранее.
«Готовности отказываться от плановой экономики у властей нет», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.
По его мнению, государство продолжает директивно определять проекты, которые должны реализовываться, и это приводит к нежелательным последствиям.
«Яркий пример плановой экономики — это строительство белорусской атомной электростанции. Кредит взяли, предприятие построили, а сейчас думаем, куда будет продавать электроэнергию», — отмечает Иосуб.
Успешная реализация инвестиционных проектов, продолжает он, — это высокое предпринимательское искусство, которое сопровождается предпринимательскими рискам.
«Когда средства направляет на реализацию инвестпроектов государство, выдавая под кредиты госгарантии, оно рискует средствами бюджета», — предупреждает Иосуб.
По мнению эксперта, эта практика крайне нежелательная, но может повториться, если начнется новая волна модернизации предприятий по указке властей.
«Внутренних ресурсов для масштабной модернизации предприятий нет, поэтому может быть попытка привлечь внешнее финансирование. Деньги долговые, деньги, скорее всего, будут дорогие, и для их привлечения потребуются гарантии правительства, что приведет к росту госдолга», — говорит Иосуб.
Схожее мнение высказывают и другие эксперты.
«Предприятия после прошлой модернизации сидят в больших долгах, государственный долг в расширенном определении (с учетом обязательств правительства, местных властей и выданных госгарантий) превышает 40% ВВП. Практически полностью этот госдолг номинирован в инвалюте, и корректировка валютного курса чревата его увеличением», — отмечает Крук.
А валютные доходы бюджета, продолжает он, будут в ближайшие годы сокращаться из-за влияния на Беларусь российского налогового маневра в нефтяной сфере.
«Учитывая накопленный опыт индустриализации, рост госдолга для проведения очередной модернизация совершенно нецелесообразен, и это крайне рискованное дело», — резюмировал Крук.