Театром единым…


Самое первое впечатление у меня от посещения этого театра, когда я ещё не был с ним близко знаком и не был его автором осталось «не очень»… может быть, так и не начинают писать о предмете, который тебе по крайней мере нравится, но – это именно так.

Дело вот в чём.  Позвонил мне мой давний соавтор и добрый друг композитор Александр Кулыгин и просил выручить… написать либретто мюзикла и быстро написать, потому что… очевидно, кто-то подвёл его и театр, в котором он был музыкальным руководителем, или в срок не уложился, или не то качество оказалось материала заказанного… не знаю, не вдавался в подробности… после позвонил я Художественому руководителю Музыкально-драматического театра под управлением Геннадия Чихачёва и поехал к нему на свидание…

Здание заводского вида «архитектуры» ранних 60-х нашёл быстро, посмотрел афишу у входа, вошёл и… был остановлен вахтёром – как полагается… предъявил документ творческого Союза  Писателей – не годится. Объяснил, что писатель, что иду к главному режиссёру, художественному руководителю – не годится, предъявил докумен Союза Театральных Деятелей, мол, тут театр, и я по этой части, а не на завод – не годится… На что этому стражу (как и любому советскому начальству) интеллигентишки всякие… «Мало, кто тут ходит!» – прохрипел мне толстомордый охранник. «Паспорт! Звони! По местному…»- потребовал он панибратски на «ты»!

Геннадий Чихачёв среди зрителей театра

Позвонил, хотя вход то не служебный – вот касса, вот гардероб, и лестница куда-то наверх зовёт… безмолвный помощник в форме появился и наблюдал за мной – к чему бы придраться… да, я стоял у стеклянной двери, смотрел на унылые кварталы новостройки кругом и подмывало меня уйти отсюда, не выказывая своего раздражения и не тратя нервы даже на воспоминания… сколько этих «не пущать» довелось пережить мне… Один образованный, умный и благорасположенный ко мне очень высокопоставленный чиновник объяснял мне при определённой ситуации, когда мы пытались открыть свой театр, и ходил я по начальству, — «Никто тебе «нет» не скажет, помогать даже будут, но… систему ты не одолеешь… ничего не выйдет!» Советская власть была ещё в полной силе. Он знал, что говорил… правда, ошибся – вышло, но с какой кровью давался каждый шажочек…

А тут… уж и Советской власти нет…

Я бы не стал так долго повествовать о пустячном, вообще то говоря, эпизоде, да очень он показателен именно в связи с этим театром… ибо, как я узнал, уже удобно сидя в привычном театральном кабинете главрежа, театр вырос из самодеятельного клубного коллектива благодаря энтузиасту, теперь возглавляющему его, — Геннадию Александровичу Чихачёву. Для Советской страны ход обычный и естественный. Типичный, как тогда говорили.

Самодеятельность давала преимущества во многих отношениях (помните «Берегись автомобиля» Э.Рязанова) – можно было «проскочить» с репертуаром, хотя и там следили строго и, конечно, сверху… но можно было проще обойтись с гастролями и не только по стране, а, главное, за рубеж. В те «годы застоя» – это было пределом мечтаний: можно было кроме того, что свет повидать, приодеться и какие-то деньжонки привезти… а гастроли… устроить по обмену: театр – на театр… возникали такие непонятные содружества, города побратимы, коллективы побратимы… все братались… лишь бы проскочить сквозь ушко железной сетки, огораживающей от мировой культуры страну…

Надо сказать, что таким путём возникшие коллективы, и не только театральные, добивались порой выдающихся успехов, становились гордостью страны и были востребованы, как знаменитый «Камерный Хор» под художественным руководством Владимира Николаевича Минина, профессора, Народного Артиста России. Я же помню ещё этот самодеятельный хор и Минина не Народного, а  концерты его не только пользовались успехом – билеты доставали, как всё в стране, по звонку и по записочке… или другой вокальный коллектив, тоже знаменитый – «Самоцветы», а «Машина времени»…

Геннадий Александрович Чихачёв

Так что Геннадий Чихачёв пошёл по уже проверенной дороге, но… ему, профессионально образованному режиссёру, спокойнее было бы просто устроиться в театр и жить от постановки до постановки, не заботясь ни о том, как удержать и чем заинтересовать актёров (они же в самодеятельности, значит, зарплаты не получают), где достать деньги на костюмы, а где репетировать? А этих «где»  и «как» столько, что они медленно поглощают время, терпение, может быть, уже и желание продолжать… и приходит: а плюнуть на всё, и «ну его к чёрту»!

Этот вышеупомянутый чиновник был прав: «Систему не одолеешь»!

Как же мы всё же выжили и что-то сумели сделать?  А вот и ответ – за счёт энтузиазма. Звучит высокопарно, а дальше ещё высокопарнее – за счёт неодолимой тяги к творчеству людей и готовности их на любые жертвы… а проще сказать: театр – такая заразная болезнь, по-моему, неизлечимая! Слава Богу, добавлю я и знаю, что то же скажут хоровики, и вокалисты, и художники… из самодеятельности вышло много людей, чьи имена… не будем сбиваться на старый стиль…

Нашёлся дядя, который понял выгоду иметь при заводе театр! (Тогда при Рыжкове – Павлове списывали, как в цивилизованных странах с налога деньги на культуру)…

Потому и не пускали меня, что если знать, куда повернуть после будки вахтёра, попадёшь в цех или склад хлебозавода! Вот ведь в чём дело! И не террористов боялись эти охранники, тогда ещё не добрались до взрывов домов, машин, автобусов, и микробы почтой не рассылали… боялись они, что сопру я торт или буханку хлеба! Несунами окружены были!

Геннадий Чихачёв и Михаил Садовский летом на отдыхе возле бассейна

Что ж – каждому своё, если и тащили там, не знаю что, то уж не те, кто приходили в театр, или к Главному режиссёру, а мне поголодавшему в войну так, что корка хлеба часто бывала последней надеждой и спасением, так ни разу и не подумалось даже потянуться за чужой скипкой «черняшки».

И вот уже сложившийся колектив, намучавшись без своего дома,  а сколько таких профессиональных театров было по стране!? Не сосчитать – десятилетиями ютились по подвалам, а спектакли давали только на выезде – по клубам и заброшенным ригам в селе.. Намучавшись, натерпевшись, набегавшись по чужим сеням, этот театр вдруг обрёл бывший клуб хлебозавода! Сцену приспособили, и зал удобно расположили… а неудобства – о них, если писать, на доброе сил не останется…

Юго-юго восток Москвы – не лучшее место столицы. И «контингент» здесь не тот, что, скажем, на Тверском бульваре… но вот тут-то и сработал один из талантов Чихачёва: понять, как построить репертуар, чтобы зал был всегда полон… и где? В спальном районе… «Интердевочка» – тогда это было так смело! Не только для Чихачёва! Для страны, забитой ложью и фальшью с  софроновщиной махровым цветом пылающей на сценах… а потом «Анжелика – маркиза ангелов»…

И зритель пошёл в театр. А театр слушал зрителя и рос. Рос во всех отношениях, привлекая актёров свободой и перспективами, постепенно всё больше переходя в разряд самостоятельных не только коммерческих, но и творческих единиц…

Татьяна Петрова

Сегодня из тех, кто начинал вместе с Геннадием Александровичем, по-моему осталось… или осталась Татьяна Петрова, ныне Заслуженная артистка России, вынесшая вместе с ним все тяготы становления и все удачи, и неудачи на сцене.

Давайте послушаем самого Геннадия Чихачёва:

«Театр создавался в сложное время, в середине восьмидесятых… многие театры разорялись, исчезали, а мне помогла моя жадность!

Вот, например…

Были как-то на гастролях в Казахстане, заработали хорошие деньги, но всю сумму не раздали сразу актёрам, а положили в банк, получили проценты, потом на эти деньги купили прекрасные костюмы, сделали декорации — деревянный  Лувр построили для спектакля «Анжелика – маркиза ангелов»… вот теперь дожили до того, что заказываем себе костюмы… бывает и сложные, дорогие… оркестр в театре завели – не под фонограмму играем!»

Позвольте прокомментировать. Не со стороны зная театр, могу представить, какую силу убедительности внёс в дело Чихачёв! Коллективом единомышленников великий режиссёр Георгий Товстоногов называл такой, в котором одна мысль на всех… а так-то в жизни никогда не бывает… чтобы актёр потерпел и не получил заработанных денег, надо чтобы он так верил в театр, режиссёра, завтрашнюю удачу, это посложнее, чем игра ни бирже! Это талант впереди идущего!

И когда выбирал он для своей творческой жизни спальный район тоже прозорливо поступил, а может, и угадал, «учуял», что живущему здесь москвичу, далеко до центра, никогда не выбраться в театр. Только энтузиасты на это способны. Но раз так – Чихачёв решил поменять всё местами: театр пришёл к зрителю, пришёл и оказался нужным и желанным… правда, без громко имени, и правда, не такой мастеровитый, да зато не загнивший на обязательных официозных спектаклях, посвящённых то съезду партии, то юбилею Советской власти!

Театр оказался в положении любого театра маленького городка: он должен был часто давать премьеры, менять репертуар и постараться стать центром культурной жизни. Чихачёв шёл на это сознательно, и думаю, зажмурившись, потому что наверняка не знал, часто, очень часто, как поступить, чтобы не сбиться с пути…

Спектакль о наболевшем – «Ночевала тучка золотая» по повести Анатолия Приставкина не мог оставить равнодушным зрителя, который увидел на сцене себя, свои страдания, свою высоту и своё падение… потому что, кто же, как не они, были та страна, в которой такое творится!

И как было Чихачёву не поставить спектакль на самого себя? Почему? Да он удивительно в образе Сергея Есенина (только без дурной привычки), даже внешне очень похож на него… светловолосый, с голубыми глазами, а жизнь и стихи этого народного (не по званию, а по призыванию) поэта в зале нашли и понимание, и желание продолжать линию о русской истории, о России… и вслед за спектаклем «Хулиган и босоножка» пошли спектакли о Екатерине II, о Петре I…

Тяга к музыке главного режиссёра видна в каждом его произведении на сцене и постепенно привела к жанру мюзикла. Да и начал то он с водевиля Ф.Кони «Девушка-гусар». В театре идёт он в новой редакции под названием «Так любят только гусары»  — в главной роли Геннадий Чихачёв…

— Выгодно? – Спрашиваю, — Одновременно Вы и Директор, и Главный режиссёр, и актёр, три зарплаты себе начисляете?

— Да уж! – Смеётся Геннадий Александрович! – Кабы! А на самом деле выгодно: когда платить нечем зарплату, сразу на троих и экономлю, а то кто бы ещё терпел то?! – В чувстве юмора ему не откажешь. Поэтому и на сцене много юмора во всех его новых работах мюзиклах «Золушка», «Я вас люблю и обожаю» (по пьесе А.Н.Островского»Женитьба Бальзаминова»), «Каменный цветок»(по мотивам сказов П.Бажова), «Пираты и призраки», «Мирандолина», «Человек –амфибия» (По одноименному роману А.Беляева)… названия наводят на мысль, что только неординарный человек мог найти своё решение в таких известных, порой даже заезженных сюжетах, чтобы осуществить их на сцене… зрителя не обманешь… он теперь всё видел, и всё знает – в каждом доме телевизор… на плохой спектакль его не затащишь, а тут билеты вперёд на три месяца распроданы, и от метро лишний билет спрашивают перед спектаклем!..

Что ж так благостно получается, уважаемый читатель? Вы мне уже не верите? Зря. Недостатков нет? Я этого не говорил… я о достоинствах…

В моём раннем литературном существовании повезло мне очень – встретил я удивительных своим талантом и щедростью людей… один из них был замечательный Лев Абрамович Кассиль. Одно из его изречений стало правилом моей жизни: ценить человека по его достижениям, а не провалам, и поэтому «я не могу Вас научить писать, — говаривал Кассиль, — я могу только показать Вам, что у Вас хорошо, а Вы сами остальное сделайте так же!»

Я уверен, что Чихачёв видит, что у него хорошо, да как остальное дотянуть?! Театр у него музыкально – драматический, репертуар обширный, деньги на постановку – мизерные, а туда, в эти суммы и автор пьесы, и композитор, и художник, и костюмы, и декорации, и даже ноты расписать — всё входит, и повторяться не хочется, нельзя – не придут зрители!..

Так что: какими глазами смотреть! Театр старается и… выигрывает!

Не уверен, что выигрывает так же много сам режиссёр, потому что пришлось ему отказаться, например, от карьеры киноактёра, а начинал он удачно, снялся успешно в двух фильмах, один из них в 1985 году получил Госпремию – «Семеро солдатиков».

Да и не так Геннадий Чихачёв благостно улыбается, как на фото, когда забыв обо всяком творчестве, рвётся на хозяйственной ниве – это незаметно, неблагодарно, малоэффективно, но «если не я, то кто?» И он делает, что-то сверх возможностей, потому что для себя – т.е. для своего любимого театра…

А под конец, чтобы меня уж совсем обвинили в предвзятости по отношению к режиссёру (а это именно так) – о несомненной большой удаче театра. Не только театра Чихачёва – вообще театра.

Детский спектакль – трудное дело. Малейшая фальшивая интонация – провал! А в этом театре не один спектакль – их половина, или большая половина, как говорят, — спектакли для детей. Все весёлые, все музыкальные, все яркие, все динамичные и красивые. Актёры молоды в театре, ещё не забыли детства, а те, что постарше – сейчас появились и такие – на своих детей и внуков смотрят, когда те на спектакль приходят, и вдохновляются ими! А потом мальчишки и девчонки просятся в театральную школу открытую при театре, они тоже уже заразились сценой и, как многие в детстве, мечтают стать её полноправными жителями. Станут или нет? Да скорее всего, что не станут… единицы, пожалуй, но какое счастье прожить всё это театральное, сказочное, волшебное в детстве и остаться театралом навсегда!

Вот дети идут в театр валом! И классами со школой, и с мамами – папами, и сами! По пять – шесть раз на «Пираты и призраки», как на любимый фильм. Недаром Чихачёв гордится, что к нему, на окраину теперь везут зрителей на детские спектакли со всей большой Москвы. Он говорит: «Что делают, что делают! Просто на люстрах висят!» Зал, действительно битком (маловат он уже стал) и в будни, и в выходные, и днём, и вечером…

Театр заметили в городе, теперь труппа готовится к новоселью. Уже переехали – ремонт идёт.(Вахтёров оставили заводу).  Недалеко, здесь же, в этом районе… писать легко, а сколько крови потратил Чихачёв на то, чтобы получить этот кинотеатр, (зрительский сарай советского образца. Совершенно не приспособленный для театрального дела), превращённый молодыми капиталистами в коммерческий содом! Сколько обиженных — выселяют! Какие деньги тут крутились – и вот пришли нищие актёришки и что? А ничего… Может быть, Россия оживать начинает? Ой, как хочется поверить… сам мэр Москвы Юрий Лужков приложил руку, чтобы театр крышей обеспечить…

Для самых, самых – «Ну, волк, погоди!», «Теремок», а для подростков «Пираты и призраки», а для тех, кто ещё постарше – про любовь: «Золушка» и «Человек –амфибия» и уж для взрослых новый спектакль «Дон Сезар де Базан» по мотивам пьесы Ф.Дюмануара и А.Деннери.

Удача спектакля – удача его автора, Чихачёва, да ведь недаром говорят, что хорош тот экспромт, который хорошо подготовлен. Ничто не растёт на неудобренной почве. Поливают чихачёвскую театральную межу и актёры, и рабочие мастерских и сцены, и художники и костюмеры, и авторы-драматурги, и композиторы, с ним сотрудничающие, п`отом, не выдуманным, настоящим, потому что единомышленники, на самом деле, богаты не одной мыслью на всех, а одной целью – удача, успех – хороший спектакль!

«Сделаем лирическое отступление». Пишут журналисты о таланте режиссёра. Пишут о таланте театрального художника, изредка несколько фраз о талантливом и заботливом директоре театра… а часто ли найдёте статью, а не поверхностное упоминание о том, что вот, мол, в одном лице и то, и другое, и третье – все эти качества в одном человеке. Я не буду сетовать, что это совмещение несомненно отрывает время и силы от основного творчества! А что основное? Уверен, что не сойдись все эти ипостаси в Чихачёве, не бы того театра, который он построил и, главное, будет ещё совершенствовать и улучшать всю жизнь – такой это человек, по-моему, предвосхитивший наступившие годы, почуявший своим театральным талантом, что так или никак, чтобы сделать СВОЙ театр, начиная от первой ступеньки входа и до аплодисментов, распирающих зал. Я знал нескольких таких масштабных, небывало преданных своему делу – не хочет писать рука – руководителей – нет, творцов! И кроме настоящего победного успеха в них была неудовлетворённая удовлетворённость сделанным, потому что ещё надо вот это и это, и это… и всё самому, чтобы не было потом беспокоящих душу заноз: поручил а не так получилось, упустил, а теперь доделывать. Без этого не бывает – главное видеть и чувствовать это вот именно тем уже упомянутым театральным чувством.

Отцовское беспокойство за свой театр не каждому понятно со стороны, Геннадий Александрович человек сдержанный и не открывается сразу малознакомому, но я знаю Чихачёва уже так давно, что понимаю многое с полуслова и полувзгляда!

Да, сделал Чихачёв свой театр — свой почерк, свой репертуар, свой дом – и какой!

Мне бы сейчас перечислить все имена актёров, балетной труппы и руководителей, балетмейстеров, художников, хормейстеров… простят они меня, я уверен, мы с ними дружим, уже не один спектакль сделали… не назову кого-нибудь – обижу, да вообще, разговор то сегодня о Чихачёве. Я ему признателен за то, что привлёк он меня к работе, втянул в своё дело, и поверил я, что ещё бывает энтузиазм без кавычек, вера без оглядки и любовь навсегда.

А беспокойный режиссёр всё равно над всем один, и новые спектакли для детей –»Басни дедушки Крылова» с музыкой Б.Будницкой, для взрослых «Бесприданница» с музыкой А Кулыгина.

Михаил Садовский и композитор Александр Кулыгин в зале театра Геннадия Чихачёва

Вот так случается порой с материалом уже опубликованным: надо его дописывать! Что я и делаю Потому что возглавляет теперь театр Заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, професор Геннадий Александрович Чихачёв, и само здание театра – обзавидуешься: два зала, репетиционные залы, мастерские, и Чихачёв гордо говорит об этом, «А машинерия какая, оборудование – ни у кого такого нет!» И я добавляю: а оркестр у вас какой и дирижер Владимир Янковский – тоже поискать ещё – классный! «А какой у нас задник – единая плазма!» Гордо помогает Чихачёв, А какой репертуар и труппа… ну, ещё и ёщё….

Вот почему я не стал вместо старого размышлизма писать новый, чтобы было с чем сравнить, чтобы те, кто придут в новое помещение этого замечательного театра, чтобы молодые актёры, работники этого театра, зрители знали, что во всё это вложена жизнь Художественного руководителя Геннадия Чихачёва. А в Москве и не называют этот театр его официальным именем, а просто говорят: идём на спектакль к Чихачёву, поставили у Чихачёва, этот спектакль идёт у Чихачёва – по-моему – это высшее признание…

Вот ещё один впечатляющий штрих: театр посетил мэр города Сергей Собянин. И о чём ему вроде бы в шутку, а на самом деле очень всерьёз сказал Чихачёв?

Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева

Скоро рядом с театром, буквально в пятидесяти метрах откроется новая станция метро, так нельзя ли сделать один выход прямо в театр, чтобы зрителю было удобно в любую погоду:  сделайте, мол один выход! С платформы прямо в театр! Ну, какая же шутка. Уверен, что зритель валом пойдёт сюда, приедет со всех концов Большой Москвы, потому, что это здорово! Интересно! Потому что каждый просмотренный спектакль остаётся в душе и сердце и хочется снова и снова прийти в гости к Геннадию Чихачёву!

А я бы добавил ещё, вношу своё предложение: назвать станцию, как пишется в электронном адресе театра: ЧИХАЧЁВКА. Сразу так назвать, чтобы потом не переименовывать.

Михаил Садовский

вторник, 19 февраля 2002 — суббота, 29 ноября 2019 года гг.

Похожие новости
В Кузбассе жена заподозрила мужа в неверности и «на всякий случай» избила его коллегу
2019-12-07 05:27:08

В сентябре этого года 40-летняя местная жительница заподозрила мужа в измене. Подозрение пало на коллегу мужа, и женщина отправилась выяснять отношения с предполагаемой любовницей. Между женщинами завязалась ссора, которая переросла в драку. Когда у ...

Видео: в Кузбассе перевернулся автобус с рабочими
2019-12-07 05:27:08

Авария произошла утром 6 декабря, на дороге Ленинск-Кузнецкий – Свердловский около 10:30 опрокинулся автобус одного из местных предприятий. В этот момент в нём находилось 30 горняков. По предварительной информации, водитель поварачивая направо не спр ...

Выплачена треть задолженности по зарплатам в Кузбассе
2019-12-07 05:27:08

Как известно из наших предыдущих новостей, Кузбасс стал лидером по задолженности зарплаты. По данному вопросу появились новые подробности. Как сообщает телеграм-канал «Кузнецкое кайло»: «Кузбасские власти сообщили, что на самом деле задолженность по ...

Москвичи познакомились с наскальным искусством «Томской Писаницы»
2019-12-07 05:27:08

Целая коллекция наскальных рисунков «Томской писаницы» представлена в Доме Российского исторического общества в Москве: там открылась выставка «Сквозь века и пространства: наскальное искусство России». На выставке впервые представили копии-отливки дв ...

Кузбасские спортсмены выигрывают на российских соревнованиях
2019-12-07 05:27:08

Спортсмены из Кузбасса занимают призовые места по зимним видам спорта. Евгения Павлова, мастер спорта международного класса заняла второе место в дисциплине суперспринт на пять километров на втором этапе Кубка России по биатлону среди женщин, который ...

«Умные» счетчики повышают качество электроснабжения Сибири
2019-12-07 05:27:10

Компания «Россети Сибирь» до конца 2019 года установит ещё порядка 30 тысяч «умных» счётчиков электроэнергии. Таким образом, общее число интеллектуальных приборов учета на всей территории присутствия энергокомпании должно достичь 600 тысяч. Дополните ...

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907): Великая ложь нашего времени
2019-12-07 05:29:56

Byuf 03.12.2019  /  Ответить Очень своевременный и полезный материал, который возвращает нас к истории страны и её выдающимся личностям. Константин Петрович Победоносцев — о парламентской форме правления, особенно, в многонацио ...

Фёдор Ошевнев. «Эгоист». Рассказ
2019-12-07 05:29:56

Предыдущая статья Следующая статья Воспитание достоинством. О книге К.Г. Капкова «Духовный мир императора Николая II и его семьи» 04.12.2019  /  Редакция Театром единым… 05.12.2019  /  Редакция ...

Городское имущество Волгограда подготовили к продаже
2019-12-07 05:29:58

Депутаты Волгоградской городской думы 4 декабря практически единогласно проголосовали за приватизацию 308 объектов муниципального имущества общей площадью 58 000 квадратных метров. — Из 32 депутатов 31 проголосовал за утверждённый ад ...

В России предложили отменить запрет на торговлю сигаретами возле школ
2019-12-07 05:29:59

Российские ретейлеры попросили пересмотреть ограничения на торговлю табачными изделиями в радиусе 100 метров от учебных учреждений. С таким предложением они обратились к вице-премьеру Алексею Гордееву. Участники розничной торговли указали, что в теку ...

Из окна многоэтажного дома в Волгограде выпала молодая девушка
2019-12-07 05:29:59

На улице 39-й Гвардейской в Краснооктябрьском районе Волгограда. Из окна многоэтажного дома № 30 выпала молодая женщина. Тело женщины было обнаружено на козырьке подъезда 16-этажного дома. Полученные при падении травмы оказались смерт ...

Анатолий Гулевский возглавил ВФСО «Динамо»
2019-12-07 05:30:00

Для выбора нового главы Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» созвали внеочередную конференцию общества. Ранее занимавший этот пост Владимир Стржалковский ушел в ноябре в отставку по собственному желанию. Ему выраз ...