«С широко закрытыми глазами» — последний, пятнадцатый фильм Стэнли Кубрика – празднует в этом году свое двадцатилетие. Юбилей отметили, вновь пустив картину в широкий прокат. Мария Михайлова рассуждает о смыслах и глубине одного из самых неоднозначных и скандальных фильмов прошлого столетия.
Сценарий картины основан на произведении австрийского писателя Артура Шницлера «Новелла о снах». Сюжет и суть рассказа очень хорошо ложились на творческое направление Кубрика: здесь ведется разговор и о трансформации личности, и о понятии реального и нереального, и о вопросах семейственности. Но с выкупа прав на экранизацию прошло почти 30 лет, прежде чем режиссер смог сформулировать и реализовать эту историю так, как ее видел он.
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами»
Сюжет картины развивается в рождественское время – и, возможно, именно по этой причине сейчас кино пустили в повторный прокат именно под конец года. Центром фильма становятся отношения супружеской пары – ее сыграли и в действительности женатые актеры Том Круз и Николь Кидман. Действие начинается на вечеринке, где герои тут же погружаются в странное, сновидческое, нереальное состояние. Из привычного мироощущения их вырывают мучительные, тягучие события: Билл спасает наркоманку от передозировки, а Элис без всякого желания флиртует с незнакомым венгром. Дома супруги ссорятся: Элис в порыве гнева рассказывает мужу о своих эротических фантазиях – так сильно ее разозлила непоколебимая уверенность Билла в женской моногамии. Своим заявлением она не просто оскорбляет мужчину – в нем ломается одно из исконных, традиционных убеждений в превосходстве сильного пола, рушится уверенность в устойчивости патриархальных ценностей. Здесь Кубрик показывает зрителю, как сильно человеческое восприятие действительности зависимо от его гендерных и сексуальных убеждений: как только они подвергаются сомнению, Билл выпадает из окружающей его реальности и попадает в другой мир – то ли сон, то ли явь.
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами»
Именно тема нереальности, «фальшивости» сознания, потерявшего опору в виде своих базовых убеждений, становится для Кубрика в этой картине одной из центральных. Заметно, что она успела полюбиться режиссеру: это видно, например, по «Сиянию», где герой постоянно перемещается из одного мира в другой. Но именно здесь «сновидческая» идея обретает настолько глобальное воплощение. За перемещение в другой мир в фильме отвечают два основных образа – зеркала и венецианские маски. Зеркало (в него смотрится Элис) – портал в другой мир, отражение, точно повторяющее оригинал, но все-таки не являющееся чем-то, реально существующим. Маски – еще один символ скрытности и лжи, двуличия и ненатуральности. Путешествие Билла пропитано пугающими и соблазнительными образами, которые не являются его миром. Этот сон героя похож на опасное путешествие за пределы сознания и чем-то напоминает глубокую медитацию, в которой есть важнейшее правило – всегда возвращаться обратно, чтобы не заблудиться навсегда. Примечательно, что ключом к возвращению здесь становится секс – его предлагает Элис, внутренне ощущая: только самое базовое, самое телесное и приземленное может вернуть героям ощущение действительности, снова поместить их в реальность.
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами»
Тема снов и иррационального, как кокон, опутывает тему семьи, которую скандальный Кубрик, как ни удивительно, рассматривает вполне консервативно. О том, что для режиссера было важно показать ценность института брака, моногамных отношений и доверия, говорит не только концовка фильма, но и вся линия приключений Билла. Попадая в «сновидение», герой не просто видит искушения и удовольствия. Все это представляется ему в искаженном, опасном, даже отталкивающем виде. Сцены оргии и карнавала, как, наверное, и все у Кубрика, сняты так тщательно и внимательно, что срабатывают предельно точно и провоцируют у зрителя нужную реакцию – шок, интерес и, возможно, даже желание, но в первую очередь – отвращение. По той же причине в картине так много болезни, а сам Билл по профессии доктор. Болезнь, смерть, опасность – все намекает на определенную дань, которую придется принести взамен за похоть. Эту мысль можно воспринимать как библейскую истину (хотя бы как отсылку к Содому и Гоморре), а можно – более прозаично, видеть в ней идею об институте семьи как о психологически и физически более гармоничной ячейке общества. В основе же семьи, по мысли Кубрика, лежит доверие – именно на него должны сдать тест Билл и Элис, начиная с той минуты, когда она решает рассказать ему свои сокровенные тайны. Именно эта откровенность вскрывает ту трещину, которая образовалась в паре и становится сигналом к испытанию, от прохождения которого зависит, смогут ли герои остаться вместе.
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами»
Впрочем, несмотря на завуалированную эротикой и сновидениями консервативную идею о ценности семьи, в отношениях самих Тома Круза и Николь Кидман еще во время съемок проявилась такая же трещина. После окончания работы брак окончательно распался. Для Кубрика фильм тоже стал в прямом смысле последним, над чем ему удалось поработать. Через неделю после первого показа смонтированной ленты режиссер умер – что примечательно, во сне, как будто еще раз обратившись к своей любимой теме сновидений. «С широко закрытыми глазами» получился фильмом, который смог забрать жизненную силу своих создателей в обмен на то, чтобы стать одним из самых эпатажных и глубоких фильмов о любви, семье и искушениях в истории. Все, что было свойственно Кубрику — символы, детали и знаки — не просто несет важный для понимания картины смысл, но и гармонично сочетается, не противореча друг другу. Поэтому и получилось так, что этот фильм уже 20 лет оставляет на каждом зрителе след такой же силы, какой он оставил на тех, кто его создавал.
Free Download WordPress ThemesDownload Premium WordPress Themes FreeDownload WordPress Themes FreeDownload WordPress Themesudemy course download freedownload lava firmwareDownload WordPress Themeslynda course free download