Место съемок: замок La Sarraz (Ле-Сарра), кантон Во, на снимке швейцарского фотографа и археолога Макса ван Берхема (Max van Berchem, 1863-1921), около 1900 года.
Девяносто лет назад российский режиссер снял фильм в швейцарском замке Ла Сарра с участием нескольких знаменитостей того времени. Сегодня этот фильм считается утерянным.
Известный своими эпичными полнометражными художественными фильмами, такими как «Броненосец Потемкин» (1925 год) или «Иван Грозный» (1945 год), великий кино-новатор Сергей Эйзенштейн получил в 1929 году разрешение советского правительства поехать наконец в Западную Европу. Находясь в Цюрихе со своим оператором Эдуардом Тиссе и ассистентом Григорием Александровым, режиссер получил приглашение посетить замок Ла Сарра в кантоне Во от его владелицы мадам Элен де Мандро, которая тогда считалась известным меценатом.
Съемочный процесс.
(Collection de la Cinémathèque suisse)Дама — урожденная Ревийо де Муральт, происходящая из семьи женевских аристократов — впоследствии сделавшая себе имя на организации Международных конгрессов по современной архитектуре, в которых принимал участие сам Ле Корбюзье — любила ежегодно устраивать артистические и интеллектуальные встречи-резиденции. В 1929 году они были посвящены независимому кино. Первый Международный конгресс независимого кинематографа должен был состояться в глубинке кантона Во.
Эйзенштейн, заинтересованный перспективой встречи с другими режиссерами, принял приглашение и с 3 по 7 сентября 1929 года в этом средневековом имении в компании кинематографистов из самых разных стран. Большая часть этого времени была, естественно, посвящена искусству светских бесед и званых ужинов, поэтому киношники решили отблагодарить свою гостеприимную хозяйку, сняв в её замке фильм. Проект состоял в том, чтобы активно задействовать в фильме природные пейзажи, на фоне которых расположен замок, и разнообразную старинную мишуру, которой были набиты комнаты и чердаки.
Фильм был иронично назван «Буря над Ла Сарра» («Sturm über La Sarraz»), с намёком на борьбу и взаимодействие независимого, как бы сейчас сказали, артхаусного, и чисто коммерческого кинематографа. Именно Эйзенштейну была поручена задача создания этого кинематографического памфлета. Работать он начал с распределения ролей, доверив венгерскому драматургу Бела Балажу играть роль командующего армией коммерческого кино, писательнице-беллетристу и историку Жанин Буиссунуз — роль исчезающего духа свободного кино, французскому писателю Леону Муссинаку — роль Д’Артаньяна.
Сам Эйзенштейн сыграл в фильме роль командующего армией независимого кино. Не остались в стороне и другие участники салона мадам де Мандро: в фильме появляются Джейсон Айзекс, Ханс Рихтер, Вальтер Руттманн, Фриц Розенфельд, Маннус Франкен и Цутива Моитиро. Пьер Зенобель был непосредственным участником этих событий, постоянно фотографируя съемочную команду и загримированных актеров. Эти фотографии, хранящиеся сейчас в Швейцарском киноархиве (Schweizer Filmarchiv / Cinémathèque suisseВнешняя ссылка), подтверждают, что фильм эти действительно снимали, что работа шла. Членом съёмочной группы был японец Хироси Хиго, тоже режиссер и коммунист.
Художник и графический дизайнер Пьер Зенобель (1905-1996) зафиксировал на камеру памятные события в замке, связанные со съёмками фильма.
Именно он по неизвестным причинам забрал фильм в конце своего пребывания в Швейцарии и увез его в Токио. Хироси Хиго, известный тем, что перед войной активно знакомил Японию с авангардным кино, представил этот фильм «Кокусай Докорицу Эйга Кайги». А теперь мы в Токио, 1930 год, на дворе «эра Тайсё» или «Великой справедливости». Таким был девиз правления императора Ёсихито в период с 30 июля 1912 года по 25 декабря 1926 года. В этот период Япония получает современную партийно-политическую систему: к власти на смену гэнро или «малого политбюро» в состав девяти японских государственных деятелей, которые служили в качестве неофициальных советников императора, пришли парламент и Демократическая партия в качестве ведущей политической силы.
На съёмках.
(Collection de la Cinémathèque suisse)Но парламент обычно состоит из фракций, которые представляют собой «посланцев» разных партий. В Японии увидели, что можно сотворить под девизом «есть такая партия», а потому начали активно создавать политические партии и у себя. Так, в 1922 году была создана японская коммунистическая партия «Нихон Кёсанто», а 1926 году с одобрения правительства были созданы две новые более умеренные пролетарские партии: «Родономинто» (Рабоче-крестьянская партия) и «Нихон Роното» (Японская рабоче-крестьянская партия). В то же время образуются и набирают силу движения фашистского толка, одним из ярких примеров которых стало движение Кокухонся, созданное в 1924 году — в его состав вошли не только многие военные, но даже и учителя и чиновники.
Столкнувшись с тревожной тенденцией, правительство создает репрессивный орган, своего рода гестапо: специальную полицию «общественной безопасности», а по сути «цензурный орган» Токко, которая сразу же начинает преследовать коммунистов и профсоюзных деятелей. В этих-то обстоятельствах фильм, снятый Эйзенштейном в кантоне Во, и должен был бы быть показан членам коммунистической партии 13 июня 1930 года в ходе приёма, организованного Японским объединением пролетарского кино, в условиях мер повышенной безопасности.
Однако, фильм не смог преодолеть препоны цензуры. Он был внесен в список запрещенных материалов» под номером Е 7612, и это еще раз доказывает, что фильм в тот момент еще существовал. Национальный токийский музей современного искусства по-прежнему хранит этот инвентарный номер, но сам фильм бесследно исчез, скорее всего, еще несколько десятилетий назад. Все усилия специалистов и, в частности, японского кинокритика Кадзуо Ямада, уполномоченного советским Госфильмфондом, найти фильм, не принесли каких-либо результатов, что дало некоторым основания утверждать, что фильм вообще не существовал, несмотря на доказательства в виде фотографий, хранящихся в Швейцарии. Неизвестно также, говорил ли Эйзенштейн об этом фильме по возвращении в Советский Союз, или он предпочёл вообще не упоминать о своем пребывании в имении швейцарской аристократки.
Пойдем в кино! Удачный год для швейцарского кинематографа
Доля швейцарских фильмов в общем количестве просмотренных швейцарцами кинолент в кинотеатрах Конфедерации в 2017 году составила 6,6%.
Этот контент был опубликован 6 марта 2018 г. 7:00 06.03.2018 - 07:00 Доступно на 3 других языках Доступно на 3 других языках Языки 3- арабский (ar)السينما السويسرية تحتفل بسنة استثنائية
- английский (en)Swiss cinema celebrates a divine year
- японский (ja)スイス映画の観客動員数、11年ぶり好調
SWI swissinfo.ch регулярно публикует материалы официального блога швейцарского Национального исторического музея в Цюрихе (Blog des LandesmuseumsВнешняя ссылка). Статьи в блоге публикуются на немецком языке, иногда на французском языке. Оригинал данной статьи: по ссылке. Внешняя ссылка
Русскоязычную версию материала подготовил: Евгений Мамонтов.
Ключевые слова
- Культура
- Наука и техника
Neuer Inhalt
Horizontal Line
Teaser Instagram
Присоединяйтесь к нам в Инстаграме!
Subscription form
Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта
Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта
#mc_embed_signup div.response { margin: 1em 0; padding: 1em .5em .5em 0; font-weight: bold; float: left; top: -1.5em; z-index: 1; width: 80%;} label { display: inline; } /* Add your own MailChimp form style overrides in your site stylesheet or in this style block. We recommend moving this block and the preceding CSS link to the HEAD of your HTML file. */ Адрес электронной почты Лучшие материалы Швейцария в кадре Прямая демократия Политика Экономика Культура Общество Наука и техника Мультимедиа