С первого декабря в Гродно 15 водителей были оштрафованы за отсутствие зимних шин. В Гродненской ГАИ говорят, что нарушителей в этом году значительно меньше, чем в прошлые. Тем не менее, наряд ДПС отправился в рейд с корреспондентом «Гродненской правды». Проверяли автомобили на улице О.Соломовой и на выезде из Гродно в сторону Минска. К удивлению, все остановленные автомобилисты уже переобулись. А вот в Лиде совсем другая ситуация.
Вчера, в заключительный день республиканской акции по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий в зимний период, лидские автоинспекторы, вооружившись штангенциркулем, кроме наличия зимних шин, проверили их состояние, рассказывает «Лидская газета». Правда, если говорить о нарушителях, то значительная их часть была привлечена к ответственности не за меньшую, чем требуется высота протектора, а именно за отсутствие зимних шин.
– Погода хорошая, вот и не спешат, – предполагает старший инспектор ДПС Павел Кирильчук, передавая напарнику Александру Титову документы очередного водителя, проигнорировавшего призывы ГАИ к смене сезонных шин. А из примерно тридцати проверенных автомобилей пять оборудованы летними шинами. Причем у одного из авто, подержанной «Ауди-100», «зима» была установлена на задних колесах, хотя ведущие – передние.
– Только забрал машину из ремонта, – поясняет владелец. – «Зима» в гараже лежит, еще не успел поменять.
Интересуемся у задержанных водителей, почему те до сих пор ездят на летних шинах. И знаете, какой ответ самый популярный?
– Вот ехал на шиномонтаж, а тут вы останавливаете!
Владелица «Фольксвагена-Пассат» честно сказала, что ждали 5 декабря – дня аванса.
– Зимние шины лежат в гараже. Знаем, что необходимо «переобуться», но перед авансом 25 рублей нелишние.
Что ж, сейчас к 25 рублям – расходам на шиномонтаж – прибавится еще и штраф до 0,5 БВ.
– По ЕРИПу можно будет оплатить? – уточняет девушка после оформления нарушения и, получив утвердительный ответ, обещает к вопросу безопасности отнестись со всей ответственностью.
– Нет денег на зимнюю резину, – второй по популярности ответ у водителей. На что автоинспекторы парируют:
– Значит, не нужно ездить зимой... – и выписывают очередной штраф.
— Очереди сейчас на шиномонтаже большие.
– А зачем нужно было ждать 1 декабря? Чего раньше не поменяли шины? – взывают к логике стражи дорог.
К слову, на служебных автомобилях ГАИ зимние шины должны быть установлены задолго до начала зимы, еще в начале ноября. Таково требование.
– И в «лето» патрульные автомобили «переобуваем» не 1 марта, а значительно позже, – поясняют инспекторы.
Гололедица на дорогах появляется с приходом первых холодов, задолго до 1 декабря, и уходит далеко не всегда в начале весны.
Кстати, о гололедице. Недостаточно к морозному сезону подготовить только автомобиль – следует и самим перестроиться на зимний стиль вождения. Выбирать безопасную скорость и дистанцию с учетом состояния проезжей части, отказаться от рискованных маневров и лишних перестроений, избегать резких торможений. Необходимо обдумывать каждое свое действие, управлять транспортом спокойно и аккуратно. Именно дисциплинированность, спокойствие и осмотрительность при вождении помогут преодолеть все трудности зимней дороги. В один из недавних вечеров на въезде в Малейковщизну не справился с управлением автомобилем водитель такси и въехал в забор жилого дома. Возможно, к вечеру подморозило, и дорога тут же стала похожей на стекло. К счастью, никто не пострадал. Водитель 1990 г. р. ехал один, клиента он должен был забрать из деревни.
Во время рейда инспекторы ГАИ с ходу определяют не только, какой вид шин установлен на автомобиле, но и требуется ли делать замер протектора. То есть достаточная высота видна невооруженным глазом. Обычно если инспектор берет в руки штангенциркуль, то глубина протектора на шине небольшая.
– У вас 4,1 мм, – показывает водителю Павел Кирильчук после измерения протектора на шинах еще не старой «Ауди»
– А сколько нужно? – спрашивает лидчанин (мне он представился Игорем и сказал, что ездит на зимних шинах круглый год).
– Не менее 4 мм. Пора уже новые шины ставить, – отвечает инспектор
– Ну, до следующего сезона еще поезжу, – успокаивает себя водитель.
– Недели через две уже меньше положенного будет, поэтому не тяните с заменой шин, – советуют представители ГАИ.
У еще одной проверенной в тот день машины, «Тойоты-Ярис», на передних колесах высота рисунка протектора была в норме, а вот оба задних колеса – «лысые»: 2,4 и 2,3 мм. Водителя привлекли к ответственности. Данное нарушение влечет предупреждение или штраф в размере до 1 БВ. На первый раз штраф обычно составляет 0,5 БВ. За «повторность» штраф может возрасти от 2 до 5 БВ.
Напомним: согласно п. 207, ч. 1 ПДД «при участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства, должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All Seasons» и иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм».
Традиционно измерили мы высоту рисунка протектора и на автомобиле ДПС. Штангенциркуль показал более 7 мм на всех четырех колесах. Кстати, измерительный прибор обязательно должен быть поверен. И копию документа, где прописано, что он поверку прошел, сотрудники ГАИ обязаны предоставлять по требованию водителя.
Как показал наш совместный с Госавтоинспекцией рейд, лидчане в большинстве своем ответственны в вопросах безопасности, и многие из них автомобили к зиме подготовили загодя.