Волгоград – как транзитный пункт на каспийском транспортном коридоре

Опубликовано: 2020-07-07 03:07:55



25 июня 2020 г. в Волгоградском областном краеведческом музее в видеоформате открылась новая экспозиция «Царицынская ярмарка». В пресс-релизе по поводу данного события сообщается, что в конце XIX – начале XX вв. в Царицыне (старое название Волгограда) образовался  перегрузочный пункт для товаров, идущих из внутренних губерний на Каспий и обратно. Основные места в торговле занимали керосин и все нефтяные продукты, а также хлеб, лес, рыба и соль, арбузы. Это способствовало тому, что город приобрёл значение крупного промышленного центра юго-востока страны.

Ежегодно, с 16 по 31 мая, в Царицыне активно работала «сплавная» ярмарка, где распродавалось товару на огромную по тем временам сумму – до 100 тыс.руб. В Преображенском форштадте (районе) самые большие ярмарки – Троицкая и Покровская – разворачивались на Скорбященской площади (ныне площадь Горсада). В Зацарицынском форштадте (ныне Ворошиловский район) существовали две ярмарки – Троицкая и Ивановская (24 июня), где торговали главным образом скотом, красными и мелочными товарами, винами, хлебом и сушеной рыбой. Также работал Сенной базар и Колесные ряды.

Открытие в Волгограде новой экспозиции можно рассматривать, как очередное напоминание о важном месте этого города и Волгоградской области в целом в российской политике в Каспийском регионе. Несмотря на то, что регион географически не имеет непосредственного выхода на Каспий, на протяжении последних сотен лет он играет важную роль в качестве транспортно-транзитного пункта на пути поставок на российский и европейский рынок грузов и товаров не только из Центральной Азии и Южного Кавказа, но и Ирана, Индии и стран Персидского залива.  

Через Волгоградскую область проходит ряд активно действующих и перспективных транскаспийских транспортных маршрутов, причём всех возможных вариаций – речных, железнодорожных и автомобильных.

В частности, расположенный на территории региона Волго-Донской судоходный канал является единственной водной артерией, связывающей акваторию Каспийского моря с Мировым океаном. Прикаспийские страны – Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, традиционно проявляют высокую заинтересованность в использовании внутренних водных путей России. В качестве последнего примера следует отметить поставки крупногабаритных грузов для строительства крупного нефтехимического производства в казахстанской Атырауской области. Регулярно Волго-Дон используют и для доставки нефтепродуктов из стран Каспия европейским потребителям.

Компания Казмортрансфлот доставляет негабаритные грузы в Атырау из Черного моря

Волгоград является важным транзитным пунктом западной железнодорожной ветки международного транспортного коридора «Север-Юг» — железной дороги Россия-Азербайджан-Иран, имеющей высокий потенциал не только для доставки грузов и товаров стран-участниц проекта, но и для привлечения грузов, в т.ч. транзитных, из Индии и стран Персидского залива.

Что касается автомобильного сообщения, то Волгоград является транзитным пунктом автомагистрали Р-22 «Каспий», связывающей гг. Москву, Тамбов, Волгоград и Астрахань. Автомобильный транспорт традиционно активно используется при контейнерных перевозках, которые сегодня являются одним из наиболее динамично развивающихся видов грузоперевозок на Каспии. Кроме этого автотранспортом зачастую осуществляется доставка зерновых грузов в российские порты на Каспии для дальнейшей отправки экспорт в Иран и далее транзитом в страны Персидского залива.   

Расчёт на рост автомобильных грузоперевозок в направлении «Север-Юг» на Каспии во многом обусловил решение федеральных властей реализовать проект строительства и реконструкции автомобильной дороги Р-22 «Каспий» на территории Волгоградской области.

В соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России в регионе реализуют проект «Обход Волгограда», который является частью международного транспортного коридора «Север — Юг», а также обеспечивает доступ к морским портам Каспийского бассейна. Новая объездная дорога должна улучшить транспортную обстановку на федеральных трассах Р-22 «Каспий», А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной и Р-228 Сызрань – Саратов — Волгоград. Указанные дороги входят в евразийские маршруты и обеспечивают межрегиональное и международное автомобильное сообщение. Всего в рамках проекта в регионе построят 71,4 километра дороги.

Схематичное представление проекта «Обход Волгограда»

Помимо транспортного фактора в последние годы федеральные власти предпринимают меры по приданию Волгограду важного политического значения в каспийском аспекте.

Именно в этом городе 6 сентября 2018 года состоялась первое заседание Комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Собранием Исламского Совета Исламской Республики Иран. Известно, что данная российско-иранская межпарламентская диалоговая площадка была учреждена по итогам визита делегации Государственной Думы во главе с Председателем Вячеславом Володиным в Иран 8-9 апреля 2018 года. Комиссия призвана работать над созданием благоприятных условий для дальнейшего развития сотрудничества и обмена законодательным опытом между двумя странами, координировать межпарламентскую деятельность в рамках международных организаций и конференций, в том числе по вопросам интеграционного сотрудничества на евразийском пространстве, содействовать обеспечению региональной безопасности, противодействию терроризму и незаконному обороту наркотиков и т.д.

Не исключено, что в перспективе российско-иранская межпарламентская диалоговая площадка может стать прообразом Межпарламентской каспийской ассамблеи, работы по созданию которой ведутся ещё с 1995 года. С учётом обретенного в 2018 году статуса, Волгоград в перспективе мог бы стать местом размещения Секретариата данного пятистороннего формата политического сотрудничества.

На Каспии может быть создан механизм межпарламентского сотрудничества

Примечательно, что Волгоград также был выбран в качестве места проведения XVII заседания Международного совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран Прикаспийского региона «Деловой Каспий», которое состоялось 4 сентября 2018 года. Данный факт дополнительно подтверждает статус региона в качестве крупного делового центра на юге России.

Также следует отметить, что каспийский фактор присутствует во внешней политике руководства Волгоградской области. Особенно власти региона преуспели в развитии межрегиональных связей с иранской провинцией Мазендеран.  

21 августа 2018 года в ходе визита делегации во главе с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым в провинцию Мазендеран состоялось подписание меморандума об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, инновационно-технологической и социально-культурной сферах между двумя регионами. Соглашение призвано способствовать расширению и укреплению сотрудничества в сфере развития предпринимательства, инвестиционной деятельности, прямых производственных связей в сферах сельского хозяйства и промышленности, в области здравоохранения, культуры, туризма и спорта.

Во исполнение достигнутых договоренностей 24 сентября 2019 года в Волгограде состоялось открытие торгового дома провинции Мазендеран Исламской Республики Иран. Новую площадку для делового общения представителей бизнеса создали в здании Волгоградской торгово-промышленной палаты, где разместилась выставка продукции иранских компаний, в том числе пищевой продукции, строительных материалов, предметов интерьера. В торжественной церемонии приняли участие члены официальной делегации провинции Мазендеран во главе с губернатором Ахмадом Хоссейнзадеганом.

В Волгограде открылся торговый дом провинции Мазендеран

Таким образом, волгоградское руководство в настоящее время существенно продвинулось в деле реализации исторически обусловленного потенциала региона в качестве важного транзитного пункта на пути каспийской торговли России. Более того Волгоград, опираясь на поддержку  федеральных властей, имеет все шансы существенно укрепить свои политические позиции на геополитически значимом каспийском направлении, потеснив на этом поприще прикаспийские субъекты Российской Федерации (Калмыкия, Дагестан, Астрахань).

Автор: Влад Кондратьев

61

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Ещё
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Похожее

Береговая инфраструктура Волгоградская область МТК "Север-Юг" Порты Каспия Прикаспийские субъекты РФ Российско-иранское межпарламентское сотрудничество Россия-Иран
Related posts