Эффективность налоговых льгот в Туве оценят по-новому

Опубликовано: 2019-12-23 03:11:02



В Туве изменятся подходы к формированию реестра налоговых льгот и оценке их эффективности. Правительство республики утвердило новый порядок, в соответствии с которым будет приниматься решение, оставлять те или иные региональные льготы по налогам или отменять их.

Как пояснил министр финансов Тувы Орлан Достай, документ подготовлен в связи с внедрением на федеральном уровне нового порядка введения и оценки налоговых льгот на уровне субъектов РФ. Он предусматривает, во-первых, передачу отраслевым министерствам полномочий по управлению налоговыми льготами, которые ранее принадлежали только финансовым органам. Во-вторых, льготы должны быть увязаны с реализуемыми в регионе государственными программами.

Благодаря указанным условиям, меняются и критерии оценки эффективности льгот. Если ранее она измерялась преимущественно фискальными характеристиками, т.е. последствиями для бюджета в виде выпадающих из него доходов, то теперь в расчет принимаются в целом индикаторы государственных программ, в рамках которых действуют те или иные льготы.

Предполагается, что внедрение единой методики оценки позволит выявить и отменить льготы, уменьшающие налоговый потенциал регионов.

Так, анализируя результаты введения пониженных ставок при применении упрощённой системы налогообложения предпринимателей, эксперты обязаны принимать во внимание не только и не столько сумму недополученных бюджетом налогов. Например, в 2018 году из-за льгот по УСН казна Тувы потеряла около 1,3 млн. рублей. В то же время они стимулировали экономическую активность населения. В частности, за три года с момент введения льгот увеличилось число успешных стартап-проектов, что в сравнении с 2015 годом обеспечило рост общих налоговых поступлений от предпринимательства на 1,4 %. Это и есть основание для позитивной оценки льготы и ее пролонгации.

Следует отметить, что российское законодательство ограничивает применение налоговых льгот высокодотационным регионам, включая Туву. Они вправе устанавливать преференции, по которым сумма налоговых потерь бюджета не должна превышать 5 % от объема собственных доходов. Однако власти республики пока осторожно походят к вопросу льготирования бизнеса. В настоящее время доля налоговых льгот по отношению к собственным доходам составляет всего 0,04 %, или 2,7 млн. рублей. Это самый низкий по Сибирскому федеральному округу показатель активности в предоставлении льгот бизнесу. В Республике Алтай, например, она составляет 13,5%, в Красноярском крае - 4,3%, в Иркутской области - 4%, в Томской - 2%.

Осторожность республики в применении льгот объясняется тем, что с 2020 года федеральное правительство намерено ввести меры воздействия в отношении регионов, использующих неэффективные налоговые льготы. Предполагается, в частности, что им могут быть сокращены субсидии на сумму доходов, недополученных из-за неэффективных льгот.  

Related posts